Эксперты разошлись во мнении относительно новой инициативы группы депутатов Госдумы: народные избранники предлагают ограничить применение иностранной рабочей силы в народном хозяйстве России. Согласно тексту поправок, доля мигрантов от общей численности занятых должна составлять не более 5%. Как подобная инициатива повлияет на экономику – в частности, на отрасли, традиционно активно использующие мигрантов - ритейл, строительство, торговля, сфера услуг? Не приведет ли это к дефициту рабочей силы, и, как следствие, к росту цен? Аргументы «за» и «против» — в материале РАПСИ.


Инициатива

Группа депутатов 6 октября внесла на рассмотрение в Госдуму проект Федерального закона «О внесении изменения в статью 18.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в части установления предельной доли иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики, и установления запрета их привлечения к трудовой деятельности».

В пояснительной записке к законопроекту сказано, что в последнее время фиксируется рост показателей негативного отношения российских граждан к увеличению числа неквалифицированных иностранных работников, которое связано с активным привлечением в Россию дополнительных трудовых ресурсов.

Главное управление по вопросам миграции МВД РФ отмечает, что количество вставших на учет иностранцев в России выросло на 26% — с 13,4 миллиона (2022 год) до 16,9 миллиона (2023 год). Согласно данным Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС), за 2022 год с целью работы в Россию въехало 3,5 миллиона иностранцев против 2,6 миллиона в 2021 году. При этом основной приток трудовых мигрантов происходит за счет приезжих из Узбекистана, Таджикистана и Киргизии. Таким образом, приведенные цифры фиксируют увеличение миграционных потоков и демонстрируют, что актуальность данной проблемы будет продолжать расти.

Зарплаты мигрантов догоняют доходы россиян 

Ключевым аргументом в поддержку активного привлечения трудовых мигрантов является утверждение о том, что они являются более дешевой рабочей силой и это способствует снижению цены на товары и услуги для россиян, а также увеличивает доходы бизнеса. Однако, начиная с 2020 года, был отмечен рост доходов трудовых мигрантов примерно в 1,5 раза (средняя сумма их ежемесячных переводов в родные страны составила 48 тысяч рублей). При этом, согласно данным Росстата, медианная среднемесячная зарплата в том же году была оценена в 32,4 тысячи рубля. Эти данные позволяют сделать вывод о том, что во многих сегментах российской экономики гастарбайтеры стали зарабатывать не меньше граждан России. Тем самым, опровергается утверждение о том, что труд мигрантов якобы является более дешевым и выгодным для российской экономики.

Авторы законопроекта отмечают, что существующее в настоящее время правовое регулирование рынка труда иностранных работников нуждается в совершенствовании.

Настоящим проектом предлагается ограничить допустимую долю иностранных работников 5% от общей численности занятых по каждому виду экономической деятельности. Кроме того, законопроектом предлагается установить полный запрет на привлечение мигрантов к наиболее чувствительным социальным сферам, в которых неквалифицированный труд иностранных работников может нанести больше вреда, чем пользы.

В частности, законопроектом устанавливается недопустимость привлечения мигрантов к сфере оказания медицинских услуг в учреждениях и организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения; к системе школьного образования (начальное общее, основное общее, среднее общее); к сфере розничной торговли лекарственными средствами; к деятельности легкового такси и перевозкам автомобильным грузовым транспортом (где особо отмечается рост дорожно-транспортных происшествий с участием мигрантов, в том числе со смертельными исходами), - говорится в пояснительной записке.

Аргументы «за»

«Это, вне всяких сомнений, шаг в правильном направлении – снижать участие в нашей экономике гастарбайтеров непременно нужно, а то их упорное нежелание интегрироваться в российское общество уже вызывает серьезное недовольство населения, и эти настроения вполне могут вылиться в уличные бунты. Участились случаи открытых конфликтов, и это верный признак того, что приезжие всерьез раздражают местных жителей», - считает депутат Госдумы, первый заместитель председателя Комитета по обороне Алексей Журавлев.

По его словам, сейчас у в России действует запрет на привлечение иностранцев к продаже лекарств в аптеках, для прочих отраслей доля может составлять от 15% в торговле алкоголем и табаком, до 80% – в строительстве. Но распоряжением правительства ограничение для строительных компаний сняли в Москве, Краснодарском крае, Бурятии и Амурской области – то есть, выходит, там вообще могут трудиться одни только приезжие.

«При этом число мигрантов растет – за последний год на 3,5 миллиона больше, чем в предыдущем, а вот официально трудоустроена из них лишь половина. И это не больше 10% всей численности рабочей силы в России – остальные заняты, выходит, нелегальной деятельностью или вообще откровенным криминалом. От них стране нужно обязательно избавляться и как можно скорее. Между прочим, в России 2,4 миллиона безработных собственных граждан, которые, безусловно, могли бы заниматься тем самым неквалифицированным трудом, что сейчас отдан чуждым нашей культуре и менталитету мигрантам», - сказал Журавлев.

По мнению доцента департамента логистики Финансового университета при правительстве РФ Александра Арского, инициативы не носят дискриминационного характера.

«Инициативы по повышению государственного контроля в области трудового законодательства закономерны и своевременны. Инициатива направлена не на «выдавливание» иностранных работников из указанных трудовых сфер, а на профилактику нарушений трудового законодательства, как такового и профилактики снижения предоставляемого иностранцами уровня сервиса и низкой производительности их труда (как правило, это низкоквалифицированные работники). Инициативы ни в коей мере не носят дискриминационный характер, эти инициативы отражают «взросление» и зрелость российского рынка труда. Сегодня не только в России, но и в целом в мире, уровень сервиса повышается, требуя высоких квалификаций и новых компетенций. Стоимость сервиса, будет зависеть не от гражданства аутсорсера или работника, а от развитости конкуренции. Взрывного скачка стоимости услуг такси, ожидать не стоит», - сказал он.

Доцент департамента экономики и управления института экономики, управления и права ГАОУ ВО МГПУ Ольга Карабанова отмечает, что социальные настроения, конечно, стоит учитывать, но при этом не стоит забывать и о сбалансированности трудовых ресурсов.

«Авторы законопроекта отмечают, что в последнее время фиксируется рост негативного отношения российских граждан к увеличению количества неквалифицированных иностранных работников, связанного с активным привлечением в Россию дополнительных трудовых ресурсов. При этом самыми чувствительными отраслями к качеству рабочей силы традиционно являются сфера оказания медицинских услуг в учреждениях и организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, система школьного образования, торговля лекарствами, деятельность легкового такси и перевозки автомобильным грузовым транспортом. Уже сегодня есть ограничения на прием мигрантов в этих сферах. Конечно, стоит учитывать социальные настроения. Такие нововведения нацелены на поддержание оптимального баланса трудовых ресурсов, на укрепление чувства стабильности у наших сограждан», - сказала она.

Не рубить с плеча

Как отмечают и политологи, и экономисты, чтобы выжить в современных условиях России необходим не просто промышленный рост, а экономический рывок и достижение технологического суверенитета. Достичь этих целей невозможно без принципиальных изменений на рынке труда: это касается и условий, и качества, и оплаты труда, и миграционной политики. Сегодня у нас уже существует определенный дефицит трудовых ресурсов, а для активного развития экономики потребуется гораздо больше рабочих рук. Вместе с тем помимо нехватки рабочих рук, остро ощущается дефицит именно квалифицированной рабочей силы. Об этом говорила, например, гендиректор компании «Донстрой» Алена Дерябина. При этом, по ее словам, за последние полтора-два года стоимость рабочей силы выросла на 30%.

При условии принятия подобного рода законов нельзя не рассматривать и негативные последствия, отмечает Карабанова.

«Люди и так чувствуют изоляцию в условиях санкций. Негативное отношение со стороны граждан ближнего зарубежья может подстегнуть социальные конфликты. Сегодня есть отрасли, традиционно активно использующие мигрантов – ритейл, строительство, торговля, сфера услуг. Представители отраслей, впрочем, сами отмечают свои потребности в иностранной рабочей силе. Так, по итогам 2022 года субъекты Российской Федерации заявили о потребности в иностранных работниках по 849 профессиям и специальностям, при этом половину от суммарной потребности заняли работники 12 профессий и специальностей: швея, монтажник технологических трубопроводов, монтажник, электрогазосварщик, арматурщик, плотник, бетонщик, массажист, монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций, каменщик, повар, торговый агент. При этом в I квартале 2023 года в Россию с рабочей целью приехало 1,3 миллиона иностранцев. Примерно 40% едут в Москву и Московскую область, 12% – в Санкт-Петербург и Ленинградскую область. Сибирь и Дальний Восток остается невостребованными, хотя таким образом равенство регионов в социально-экономическом развитии не достигается, а ситуация, наоборот, усугубляется. Официальная и реальная статистика нередко не сходятся. В Москве и области на нелегальном положении предположительно живет от 800 тысяч до 5 миллионов человек. Официальная же цифра – 3,5 миллиона человек, из которых в Москву должно было быть направлено 1,4 миллиона», - говорит Карабанова.

Как уточнила эксперт, эта статистика касается неквалифицированной рабочей силы или людей со средней квалификацией. Однако сегодня формируется понятие цифровых мигрантов – этаких кочевников в сфере высокоинтеллектуального труда.

«Если мы хотим, чтобы в эту сферу был приток высококачественных кадров, то нельзя делать полное ограничение без каких-либо критериев. На 2021 год высококлассных специалистов, экспатов к нам въехало 25 699 человек. Сейчас их стало меньше. Поэтому, на наш взгляд, «рубить с плеча» - довольно рискованный шаг для и так пошатнувшейся экономики. А вот поработать с существующим законодательством, лимитами и регионами – стоит», - считает Карабанова.

По мнению исполнительного директора «Опоры России» Андрея Шубина, принятие ограничений на использование иностранной рабочей силы могут негативно сказаться на разных секторах экономики.

«У нас уже дефицит рабочей силы, такие ограничения, конечно, негативно скажутся на экономике», - считает он.

Кроме того, как показывает практика, это может привести росту цен. «На Дальнем Востоке уже нехватка рабочих, что приводит к увеличению цены, особенно в стройке», - сказал исполнительный директор «Опоры России».

Автор исследования КРОС «Ландшафт влияния. Исследование отраслевых ассоциаций и деловых объединений» Петр Кирьян считает, что принятие законопроекта может создать локальные проблемы, причем не в масштабах отрасли, а по отдельным регионам.

«Законодатель в данном случае не уточняет что он имеет в виду под «использованием в отраслях». Есть прямой найм сотрудников, когда бизнес в рамках того или иного региона вычерпывает квоту на привлеченных иностранных работников. Есть практика, когда в рамках бизнес-процессов, часть операций – это одна компания, а часть – подрядчики на договорной основе. Возникает вопрос, как в таком случае вести учет. Мы весь персонал торговых предприятий считаем, как одну категорию? Или признаем, что клининг или работа на складах – это один бизнес, а работа в торговом зале – другой? Разные подходы – разные веса мигрантов в общей группе работников будут. И совсем не ясно, как депутаты хотят отрегулировать тех, кто работает по патенту или как самозанятый? Это может привести к региональным искажениям. У нас доступ мигрантов на рынок труда регулируется региональными квотами. Есть регионы, где спрос высок (например, стройка, общее благоустройство, ЖКХ), есть – где высокой потребности нет. Одни регионы у нас будут сразу в «отстающих», а другие никогда до 5% не дойдут. Чемпионы по иностранной занятости у нас сектора строительства, инфраструктурное строительство. Тут квота в 5% перекрыта на порядок (по отдельным регионам до 80% занятых – мигранты). Если же брать средний показатель, то, по статистике РАНХиГС, он будет менее 5%», - сказал Кирьян.

Дефицит кадров нужно лечить

В Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) также считают, что позиция авторов законопроекта противоречит реальной потребности в иностранных работниках.

«Сегодня в России дефицит кадров наблюдается практически во всех отраслях экономики, особенно в обрабатывающей промышленности, торговле, транспорте и строительстве. По мнению Минтруда России, высказанному на дискуссии «Умная миграция: как решить проблемы рынка труда и демографии, не вызывая конфликтов в обществе», проходившей в рамках Петербургского международного экономического форума-2023, к 2030 году различным сферам российской экономики потребуется дополнительно 2,5 миллиона работников. Наибольшая потребность в кадрах возникнет в промышленном секторе, ИТ, здравоохранении, социальных услугах, строительстве. Определенная часть этой потребности может быть удовлетворена за счет иностранной рабочей силы. Так, согласно статистике, в 2022 году с целью работы в Россию въехало 3,5 миллиона иностранцев против 4,1 миллиона в 2019 году», - сообщил представитель РСПП.

Он обратил также внимание на то, что российский рынок труда предлагает мигрантам, в том числе, рабочие места, которые не привлекают российских граждан даже за значительную заработную плату. Поэтому низкоквалифицированный труд гастарбайтеров будет всегда востребован на рынке труда.

Представитель отметил, что использование иностранных работников не является более выгодным для ответственных компаний, поскольку в России трудовое законодательство запрещает работодателям устанавливать пониженные социальные гарантии, выплачивать более низкую заработную плату мигрантам.

Сегодня, напомнил он, уже установлены допустимые доли иностранных работников, используемых субъектами, осуществляющими на территории России отдельные виды экономической деятельности. Они ежегодно формируются с участием социальных партнеров – представителей работодателей, профсоюзов и правительства РФ – с учетом реальной ситуации с обеспеченностью кадрами секторов экономики.

«В настоящее время МВД России совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, представителями работодателей дорабатывает проект Федерального закона «Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства», который полностью охватывает все миграционные процессы и процедуры. После принятия данного закона и анализа практики его применения можно будет рассмотреть целесообразность внесения в него соответствующих изменений и дополнений», - резюмировал представитель РСПП.


Статистика:

По данным ЕМИСС, за I квартал 2023 года в Россию въехали 1,3 миллиона трудовых мигрантов. Это в 1,6 раза больше, чем за аналогичный период 2022 года. Крупнейшие группы мигрантов в России в основном состоят из граждан постсоветского пространства - Украина, Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан и Армения.

За 2022 год с целью работы в Россию въехали 3,5 миллиона иностранцев против 2,6 миллиона в 2021 году, когда активно действовали антиковидные ограничения.

Минтруд России прогнозирует, что доля иностранцев в отечественных компаниях к концу десятилетия может вырасти до 4,7% с 4,2% в 2022 году, а общий объем рабочей силы в стране должен достигнуть 74,4 миллиона человек по сравнению с 72 миллионами в прошлом году.

Андрей Пискунов