САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 22 ноя — РАПСИ, Михаил Телехов. Жители Крайнего Севера, уволенные с основной работы в связи с сокращением штата, но при этом работающие по совместительству в другой организации, должны иметь право на получение среднего месячного заработка в период трудоустройства. Об этом говорится в новом Постановлении Конституционного суда (КС) РФ, опубликованном на его официальном сайте.

Соответствующее решение принял КС РФ, рассмотрев жалобу жителя северных районов Карелии Вячеслава Сергеева, который просил проверить конституционность частей 2 и 3 статьи 318 Трудового кодекса (ТК) РФ, регулирующие государственные гарантии для жителей Крайнего Севера, увольняемых в связи с ликвидацией предприятия или с сокращением штата.

"Нормы признаны не соответствующими Конституции РФ. Законодатели должны внести изменения в них, а также в части 2 и 3 статьи 178 ТК РФ, определяющие выходные пособия и выплаты на период трудоустройства для жителей обычных регионов", — сказали в пресс-службе.

Соцработник и электромонтер

Как следует из материалов дела, Сергеев работал помощником по уходу за пожилыми людьми и инвалидами в центре социального обслуживания Муезерского района Карелии и по совместительству — электромонтером на телевизионном ретрансляторе.

"В 2021 году заявителя уволили с основной работы в связи с сокращением штата. При этом ему выплатили выходное пособие в размере среднего месячного заработка, но отказали в выплате среднего заработка за пять месяцев (начиная со второго), пока он искал другую основную работу", — пояснили в пресс-службе КС РФ суть жалобы, добавив, что такое решение было принято работодателем и судами из-за наличия у него работы по совместительству. В КС РФ Сергеев обратился после того, как прошел все инстанции.

Уволенный, но не безработный

КС РФ разъяснил, что работникам, уволенным в связи с ликвидацией организации или сокращением штата, работодатель обязан выплатить выходное пособие при увольнении в размере среднего месячного заработка, а также средний заработок за период трудоустройства.

"Выплаты производятся за второй и третий месяцы со дня увольнения, а для лиц, увольняемых из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, этот период может достигать полугода", — пояснили в пресс-службе Конституционного суда РФ.

Также КС РФ отметил, что работник, уволенный с основной работы, но продолжающий работать по совместительству, не теряет статус занятого лица, не становится безработным, что исключает получение им соответствующих пособий. При этом КС РФ согласился, что увольнение с основной работы в любом случае приводит к утрате части дохода работника, причем нередко — весьма существенной. Поэтому, даже продолжая работу по совместительству, работник, как правило, вынужден искать основную работу, а это требует времени и надлежащих материальных условий. КС РФ также подчеркнул, что поскольку права на пособие по безработице такой работник не имеет, он все равно нуждается в материальной поддержке на период поиска работы и не может лишаться гарантии в виде выплаты среднего месячного заработка за период трудоустройства.

Суды решают по-разному

"Действующее законодательство не предусматривает возможности освобождения работодателя от обязанности по предоставлению данной гарантии уволенному работнику, работающему по совместительству у другого работодателя. Однако судебная практика разрешения данного вопроса не единообразна. В ряде случаев суды учитывают факт наличия работы по совместительству, отказывая работнику в выплате среднего заработка за период трудоустройства на другую работу, которая станет для него основной, но порой придерживаются противоположного мнения", — рассказали в пресс-службе КС РФ.

И пояснили, что часто получается ситуация, что лица, относящиеся к одной категории (работники, уволенные с основной работы, но продолжающие работать по совместительству на другой), оказываются в разном положении с точки зрения объема предоставляемой за счет бывшего работодателя материальной поддержки, необходимой для существования на период поиска новой работы.

В итоге Конституционный суд РФ указал, что цель данной государственной гарантии в обеспечении материальной поддержки всем работникам, уволенным с основного места работы в связи с ликвидацией организации или сокращением штата, и отметил, что обжалуемые положения на практике не достигают этой цели и создают предпосылки для нарушения принципа равенства при реализации права свободно распоряжаться способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Поэтому оспариваемые нормы были признаны не соответствующими Конституции РФ.

"Признание положений статьи 318 ТК РФ неконституционными требует внесения необходимых изменений также в части вторую и третью статьи 178 ТК РФ, также регулирующие вопрос выплаты выходных пособий и среднего месячного заработка на период трудоустройства. До этого указанные правовые нормы применяются с учетом особенностей, установленных КС РФ. Северянам, уволенным с основного места работы, но сохранившим работу по совместительству, предоставляется гарантия, предусмотренная оспариваемыми нормами", — передает пресс-служба КС РФ позицию суда.

Правоприменительные решения по делу заявителя подлежат пересмотру.