САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 13 мар — РАПСИ, Михаил Телехов. Список лиц, относящих граждан к малочисленным народам Севера, является основным, но не единственным источником, подтверждающим принадлежность к национальности, дающей право на социальную пенсию по старости. Об этом говорится в изученном РАПСИ Определении Конституционного суда (КС) РФ №520-О/2025, которым было отказано в рассмотрении жалобы Юрия Захарова.

Или шорец, или русский

Как следует из материалов дела, в июле 2022 года Захаров подал заявление о назначении ему социальной пенсии по старости, как внесенному в список лиц, относящихся к малочисленным народам Севера, как шорец по национальности (данное право предусматривается пунктом 8 статьи 22 Федерального закона №166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"). Но ему было отказано.

Заявитель обжаловал отказ в судебном порядке, полагая, что он, будучи внесенным в вышеупомянутый список, имеет право на данную пенсию. Но безуспешно, суды не удовлетворили его требований.

В ходе рассмотрения его дел было установлено, что основанием для включения его в соответствующий список стало свидетельство о заключении брака от 18 января 2022 года, которое содержало сведения о данной национальности, притом что в иных документах, проверенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и исследованных судами, была указана национальность Захарова — "русский".

В итоге Захаров обратился в КС РФ, попросив проверить примененные в его деле положения закона о пенсионном обеспечении, поскольку они не придают списку лиц, относящихся к малочисленным народам, юридическое значение при рассмотрении вопроса о назначении социальной пенсии по старости по льготному основанию, предусмотренному для лиц из числа указанных народов.

50 тысяч льготников

Как объяснил КС РФ, законодатель в пункте 1 статьи 1 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" определил такие народы как проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйственную деятельность и промыслы, насчитывающие менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

Гарантии их пенсионного обеспечения как раз и установлены в оспариваемых нормах, которыми граждане из числа малочисленных народов Севера отнесены к нетрудоспособным лицам на льготных условиях (по достижении возраста 55 и 50 лет соответственно мужчинами и женщинами, в отличие от общего правила, согласно которому нетрудоспособность, дающая право на социальную пенсию, наступает в возрасте 70 и 65 лет).

То есть, как отмечает КС РФ, законодатель предусмотрел возможность назначения социальной пенсии на основании сведений, содержащихся в списке лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации.

Но при этом КС РФ подчеркнул, что содержащиеся в списке лиц, относящихся к малочисленным народам, сведения о гражданине являются основным, но не единственным средством подтверждения его национальности, дающей право на социальную пенсию по старости.

"В случаях, когда в документах, подтверждающих принадлежность к малочисленным народам Севера, указаны разные сведения о национальности гражданина, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, имеет право проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты пенсии, а также достоверность содержащейся в них информации", — говорится в определении КС РФ.

В итоге КС РФ указал, что оспариваемые нормы преследуют цель достижения баланса частных и публичных интересов за счет создания наиболее благоприятных условий пенсионного обеспечения соответствующих категорий лиц, с одной стороны, и исключения возможности необоснованного назначения пенсии, с другой стороны, а потому не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя в данном аспекте.

Поэтому Захарову было отказано в рассмотрении его жалобы.