МОСКВА, 1 июн - РАПСИ. Бывший глава Центробанка Виктор Геращенко назвал выдвинутые против экс-главы "ЮКОСа" Михаила Ходорковского и бывшего руководителя МФО "Менатеп" Платона Лебедева обвинения в хищении 350 миллионов тонн нефти "чушью собачьей", передает корреспондент РАПСИ из зала Хамовнического суда Москвы.
Во вторник суд допросил Геращенко, который с 2004 по 2007 год являлся председателем совета директоров "ЮКОСа", в качестве свидетеля со стороны защиты.
"Я считаю, что это неправомерное обвинение, о том, что нефть крали. Иначе "ЮКОС" не мог быть крупнейшей компанией, даже обогнав в одно время "ЛУКОЙЛ", - сказал свидетель.
По его данным, компания "Эксон Мобил" предлагала выкупить пакет акций "ЮКОСа" за 40 миллиардов долларов, что было бы невозможно, если бы в "ЮКОСе" были совершены такие крупные хищения.
"Таких разговоров (о хищении нефти) не было... Ни в ЮКОСе, ни вне ЮКОСа, например, в бизнес кругах или прессе я ничего такого не слышал", - сказал свидетель.
Он отметил, что в период его работы в ЮКОСе компания была готова исполнить решения судов по налоговым претензиям, хотя и не была с ними согласна, в том числе, для погашения долгов ЮКОС предлагал активы "Сибнефти", однако долги были перепроданы.
Геращенко расценил банкротство ЮКОСа, как "чистую инсценировку", по его мнению, компания работала законно, а на нее просто начали оказывать давление.
В свою очередь гособвинитель Валерий Лахтин сделал заявление, что свидетель не знаком с материалами уголовного дела, а, следовательно, он не может давать оценку предъявленным Ходорковскому и Лебедеву обвинениям.
"Из каких соображений сюда вообще явился этот...", - сказал прокурор, но судья Виктор Данилкин его прервал и напомнил, что оценку показаниям всех свидетелей, по нормам УПК РФ, надо давать в ходе прений сторон.
Лахтин интересовался у Геращенко структурой ЮКОСа, ценообразованием в компании, выводами активов и другими финансово-хозяйственными отношениями компании, на что свидетель заявил, что данные вопросы не входили в компетенцию совета директоров.
Он пояснил, что совет директоров следил за тем, насколько эффективно работает менеджмент.
"Менеджмент предоставлял ежегодный отчет, который был утвержден аудитором, а также были документы налоговых органов. У нас не было оснований проводить какое-то собственное расследование", - сказал бывший председатель совета директоров ЮКОСа, добавив, что впоследствии аудитор "под давлением" отозвал все свои заключения с 1995 по 2005 год по проверкам ЮКОСа.
Гособвинитель спросил, откуда у Геращенко информация о давлении на аудитора, на что свидетель пояснил, что знает об этом из СМИ.
Экс-глава ЮКОСа задал свидетелю единственный вопрос - обращался ли гражданин США Стивен Тиди (ставший в феврале 2005 года президентом ЮКОСа) к совету директоров с обращением или заявлением о пропаже нефти, на что свидетель дал отрицательный ответ.