САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 7 дек — РАПСИ, Михаил Телехов. Работнику при увольнении должна выплачиваться денежная компенсация за те отгулы, которые были предоставлены ему за работу в выходные или нерабочие праздничные дни, но которыми он не успел воспользоваться, говорится в новом Постановлении Конституционного суда (КС) РФ, опубликованном на его официальном сайте.
Соответствующие выводы были сделаны КС РФ в ходе рассмотрения жалоб сотрудниц ОАО "ХК "Якутуголь": Ларисы Жуковой, Ольги Котивец, Татьяны Кубряк и Надежда Варнаковой, которые просили проверить конституционность статьи 153 Трудового кодекса РФ. Норма признана не противоречащей Конституции РФ.
Не отгуляли
Как следует из материалов дела, заявительницы работали бухгалтерами в ОАО "ХК "Якутуголь".
"По указанию руководства они систематически выходили на службу в выходные дни. За это им предоставлялась одинарная оплата и дополнительные неоплачиваемые дни отдыха. За несколько лет у заявительниц накопилось от 80 до 300 таких дней, использовать которые они могли только по согласованию с руководителем, но до увольнения использовать не успели", — передает пресс-служба КС РФ суть жалоб и добавляет, что женщины пытались взыскать задолженности по повышенной оплате труда в выходные взамен неиспользованных дней отдыха, но им это не удалось.
Суды встали на сторону работодателя, указав, что истец воспользовался правом выбора компенсации своих трудозатрат за работу в выходные дни.
"Возникшие в дальнейшем в связи с увольнением истца обстоятельства невозможности фактического использования дней отдыха не являются основанием для возложения бремени по их оплате на работодателя, поскольку законом не предусмотрена замена дней дополнительного отдыха денежной компенсацией", — передавали заявительницы в своих жалобах формулировки судов.
КС РФ объединил их жалобы в одно дело.
Должны выплатить разницу
КС РФ разъяснил, что Конституция РФ предусматривает право на отдых, реализуемое в выходных, праздничных днях и отпусках.
"Работа в дни отдыха может осуществляться по договоренности между работником и работодателем и должна оплачиваться повышено или, по желанию работника, компенсироваться днями отдыха", — подтверждает положения трудового законодательства КС РФ.
При этом КС РФ подчеркнул, что в оспариваемой норме не содержится указания на обязанность работодателя предоставить работнику дни отдыха за труд в выходные дни до момента увольнения, что на практике приводит к тому, что работник после увольнения лишается как самих дней отдыха, так и повышенной оплаты труда. Соответственно, по мнению КС РФ, такой работник ставится в неравное положение с теми, кто изначально предпочёл получить повышенную оплату за работу в выходные дни.
"Оспариваемая норма не противоречит Конституции РФ, поскольку она предполагает, что в том случае, когда между работником и работодателем по желанию работника достигнуты соглашения о предоставлении дней отдыха за работу в выходные или нерабочие праздничные дни, но на день увольнения они не были предоставлены, работнику в день увольнения выплачивается за весь период трудовой деятельности у данного работодателя разница между повышенной оплатой за работу в выходные и произведенной за эти дни оплатой в одинарном размере", — говорится в постановлении КС РФ.
При этом, как отметил КС РФ, недостатки действующего правового регулирования ведут к увеличению количества не использованных работниками дней отдыха, поэтому законодатель обязан изменить регулирование этого вопроса.
Правоприменительные решения по делу заявительниц подлежат пересмотру.