В Израиле третий месяц не утихают протесты и споры. На протяжении этого времени на улицы регулярно выходят сотни тысяч граждан. Виной всему предложение правительства премьер-министра Биньямина Нетаньяху реформировать национальную судебную систему.


Страна разделилась на два враждующих лагеря, обвиняющих друг друга в ущемлении демократии. Одни активно выступают в поддержку законодательных изменений, другие не менее активно им противостоят.

Истоки и суть инициативы

В начале ноября 2022 года состоялись внеочередные выборы в израильский парламент, в ходе которых победил блок правых партий во главе с Нетаньяху. В результате на двух важных постах в правительстве и Кнессете - министра юстиции и главы парламентского комитета по Конституции, законодательству и правосудию - оказались противники существующей судебной системы Ярив Левин и Симхе Ротман.

Левин дождался своего часа и, получив власть, инициировал поправки в законодательство Израиля, призванные реформировать систему правосудия.

Суть предложенных изменений заключается в ограничении прав высшей судебной инстанции. Верховный суд, который в отсутствие в стране суда Конституционного осуществляет контроль над решениями правительства, лишится этих полномочий. Он больше не сможет отменять решения правительства, в частности, блокировать принятие неконституционных, с его точки зрения, законов.

Также основные законодательные инициативы больше не будут обсуждать в Верховном суде. Для внесения поправок или отмены акта авторами судебной реформы предусмотрена иная процедура.

Кроме того, реформа системы правосудия предусматривает делегирование контроля за процедурой выбора судей ВС парламентскому большинству, которым, к слову сказать, владеют сторонники Нетаньяху.

Таким образом, убеждены противники предложенных нововведений, Кнессет сможет обойти любое вето, наложенное судом на тот или иной закон.

Первое чтение на фоне критики и протестов

Узнав о намерении изменить систему правосудия, оппозиция и общественность вступились за Верховный суд. Люди вышли на улицы, политики и представители судебных кругов разразились громкими заявлениями.

Противники реформы убеждены, что она подорвет судебную власть и лишит ее контроля над властями.

Председатель ВС Эстер Хают выразила серьезную обеспокоенность инициативой, предусматривающей ограничение полномочий высшей инстанции в отношении действий исполнительной и законодательной ветвей власти при увеличении влияния политических фигур на формирование состава суда.

Она отметила, что план судебной реформы приведет к катастрофе всей системы правосудия и подорвет принципы демократии. По ее мнению, предложенные изменения нацелены на разрушение национальной судебной системы и нанесут «смертельный удар» независимости судей и их возможностям нести службу обществу.

Генеральный прокурор Израиля Гали Баарав-Миара в свою очередь также заявила, что предлагаемые шаги выльются в «разбалансировку системы сдержек и противовесы ветвей власти».

Кроме того, высказывались мнения, что реформа создает угрозу национальной экономике.

Свою позицию по данному вопросу озвучила и Венецианская комиссия. Как заявила глава созданного при Совете Европы консультативного органа по конституционному праву Клэр Бази-Малори, предложенные изменения не должны ставить под угрозу надзор со стороны высшей судебной инстанции Израиля. 

«Эти суды должны быть ограждены от политического вмешательства, особенно [относительно] их состава. Решения высших судов должны быть окончательными и обязательными для всех государственных учреждений и отдельных лиц», — подчеркнула она, призвав правительство, являющееся членом комиссии с 2008 года, уважать данные принципы.

Между тем, несмотря на масштабную критику, 20 февраля, после долгих дискуссий Кнессет в первом чтении принял спорный проект реформирования судебной системы страны. По мнению большинства, одобрившего реформу, изменения приведут к «восстановлению баланса властей» и отрицают возможное нарушение независимости судебной системы.

Однако обсуждение сопровождалось возражениями не только оппозиционных политиков, но и общественности. По информации израильского телеканала CH13, пока внутри здания парламента рассматривалось противоречивое предложение, за его пределами собрались около 75 тысяч протестующих, которые требовали прекратить реформационное движение.

Развитие событий

Никто не хотел отступать и после первого чтения законопроекта. Авторы и сторонники реформы готовились к последующим, запланированным на конец марта, слушаниям. Противники продолжали бастовать, прибегая ко всевозможным средствам.

События развивались стремительно. Неожиданно и в правительстве нашлись те, кто отклонился от намеченного курса. Так, 26 марта на тот момент еще министр обороны Израиля Йоав Галлант, призвал к заморозке судебной реформы. Правда, после этого заявления он по приказу премьера Нетаньяху лишился своего поста.

Позднее, как сообщило государственное израильское радио Kan, министр финансов Бецалель Смотрич заявил, что «не будет продолжать возражать против временной приостановки реализации судебной реформы».

В ночь на 27 марта в стране состоялась массовая акция против политики действующих властей. Митингующих пришлось разгонять полиции. Всего же в демонстрациях приняли участие свыше 500 тысяч израильтян, что является рекордным числом для страны. А главы некоторых муниципалитетов Израиля объявили о начале голодовки.

После произошедших беспорядков президент Израиля Ицхак Герцог обратился к правительству с призывом «остановить принятие судебной реформы» в связи с угрозой безопасности и экономики страны на фоне неостанавливающихся протестов. Он подчеркнул, что необходимо «поставить граждан страны превыше всего и действовать ответственно и смело без дальнейшего промедления».

При этом, по сообщению местных СМИ, Комиссией Кнессета по законодательству 27 марта ко второму и третьему чтениям был утвержден проект об изменении состава комиссии по назначению судей.

Нетаньяху отступил?

После решения Комиссии парламента, по информации радио Kan, глава израильского правительства сообщил лидеру действующей правительственной парламентской коалиции о намерении приостановить ход судебной реформы.

Официальное заявление Нетаньяху должно было быть сделано в 10:00 мск, но на момент написания материала так и не прозвучало.