МОСКВА, 16 сен - РАПСИ. Экологи, чиновники и эксперты на общественных слушаниях в Общественной палате РФ в четверг обсуждали ситуацию, сложившуюся вокруг вырубки Химкинского леса под строительство скоростной автодороги Москва - Санкт-Петербург. Споры вокруг строительства дороги, которые давно разгорелись в обществе, продолжились в стенах палаты: защитники Химкинского леса призвали застройщиков и власти к остановке вырубки леса и проведению общественной дискуссии вокруг строительства трассы. В свою очередь, власти заявили о соблюдении законодательства при принятии решения о строительстве.
В результате двухчасовых дискуссий никакого решения так и не было принято. Члены ОП предложили провести государственную экологическую и экономическую экспертизу всех вариантов строительства дороги и намерены подготовить итоговый протокол палаты, где будут учтены все точки зрения.
Президент России Дмитрий Медведев 26 августа поручил правительству приостановить реализацию постановления кабинета министров о строительстве автодороги на участке с 15 по 58 километры, проходящем через лесопарковую зону Химкинского леса, и провести новые общественные и экспертные обсуждения этого вопроса.
Поддержка проекта
О поддержке строительства трассы через Химкинский лес на слушаниях заявил замминистра природных ресурсов и экологии РФ Игорь Майданов.
По его словам, предлагаемый Росавтодором вариант прокладки дороги видится министерству "наиболее приемлемым".
При этом он отметил, что необходимо проводить работу по минимальному негативному воздействию строительства на окружающую среду, для чего необходимо совершенствовать природоохранное законодательство.
Кроме того, министерство предложило разработать ряд компенсационных мероприятий по посадке деревьев в связи с вырубкой в Химкинском лесу из-за прокладки трассы.
Выступивший на слушаниях глава Минтранса Игорь Левитин сообщил, что процедура выбора трассы осуществлялась в соответствии с действующими федеральным, московским и подмосковным законами.
"Проект сделан в полном соответствии с российским законодательством", - сказал он.
Председатель правления общероссийского общественного учреждения "Общественный институт экологической экспертизы" Владимир Исправников отметил на слушаниях, что вопрос о строительстве трассы Москва - Петербург затягивать нельзя, так как Химки находятся в очень сложной экологической ситуации. По его мнению, необходимо не только строительство новой трассы, но и реконструкция Ленинградки в районе Химок.
Перед началом общественных слушаний по вопросу строительства трассы Москва - Петербург напротив здания ОП на санкционированную акцию собралось около 20 человек с плакатами "Трассе - быть!" и "Даешь дорогу молодежи!".
Молодые люди с плакатами скандировали лозунги за строительство дороги.
Протестующие
Член инициативной группы по защите Химкинского леса Евгения Чирикова вновь выступила против строительства трассы по предложенному Росавтодором проекту.
По ее словам, этот вариант прокладки трассы не только нанесет непоправимый ущерб Химкинскому лесу, но и не решит транспортных проблем на Ленинградке, о которых говорят приверженцы проекта. Она сообщила, что экологи и активисты, выступающие за альтернативные варианты строительства, не поддерживают какое-то конкретное предложение, а предлагают, как принято в ряде европейских странах, рассмотреть варианты и выбрать наиболее целесообразные предложения.
Опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведенный во вторник, показал, что большинство жителей севера Москвы и области выступают за строительство дублера Ленинградского шоссе и считают, что новая платная трасса Москва - Санкт-Петербург значительно улучшит транспортную ситуацию.
По данным ВЦИОМ, две трети москвичей и жителей области поддерживают действия защитников Химкинского леса, а 27% респондентов предлагают поменять маршрут прокладки трассы.
В то же время, согласно данным опроса, проведенного "Левада-центром", сохранение Химкинского леса важно для 77% жителей подмосковного города Химки.
Итогов нет
Член ОП РФ Анатолий Кучерена на общественных слушаниях по Химкинскому лесу в четверг предложил не принимать каких-либо конкретных решений по прокладке трассы до проведения экспертизы и привлечения к работе специалистов, и добавил, что сам "находится в полной растерянности".
Руководитель Института устойчивого развития Владимир Захаров также поддержал Кучерену и предложил провести государственную экологическую экспертизу, рассмотреть все варианты строительства трассы, включая предложение по расширению действующей Ленинградки.
"В рамках этой экспертизы нужно оценить три аспекта: транспортный аспект, возможный экологический
ущерб и социальную напряженность, которая сложилась в обществе", - сказал Захаров.
Член ОП Вячеслав Глазычев также отметил, что какое-либо решение о прокладке дороги пока принимать нельзя. Он предложил "оттянуть" принятие решения по вопросу на два-три месяца до проведения экспертизы.
Секретарь ОП РФ Евгений Велихов сообщил после окончания слушаний, что палата не планировала принимать какие-либо решения.
"Общественная палата не имеет права принимать решение. Мы хотели дать возможность выступить. По-моему, за два часа прошло сбалансированное обсуждение", - сказал Велихов.
Замсекретаря ОП РФ Михаил Островский сообщил, что палата примет итоговый документ по прошедшим слушаниям, в котором будут отражены все точки зрения участников дискуссии.