Аркадий Смолин, обозреватель РАПСИ
Президент РФ Дмитрий Медведев своим распоряжением приостановил проект по прокладке автотрассы через Химкинский лес Москва — Санкт-Петербург. Если с позиции законодательства такое решение выглядит только лишь странно, то потенциальные финансовые и экологические последствия смены маршрута трассы могут шокировать.
Кто победил
Экологи, оппозиционеры и простые активисты празднуют решение президента как личную победу. На самом деле, происшедшее нельзя назвать даже пирровой победой. Для искренних защитников Химкинского леса все значительно плачевнее.
Во-первых, распоряжение президента сложно расценивать как прецедент усиления политического веса гражданских инициатив. Ведь формально основанием для приостановки проекта выступило обращение "Единой России".
Во-вторых, решение собственно о запрете строительства трассы через Химкинский лес еще не принято. И многие эксперты склоняются к тому, что нынешнее распоряжение президента призвано лишь выпустить пар из акций протеста и потянуть время пока не спадет общественный резонанс по этому вопросу.
И, наконец, самое главное заключается в том, что спасать-то, по большому счету, уже нечего: основной массив вырублен, а эксперты утверждают, что практически неизбежно строительство коттеджных поселков, которое уничтожит оставшееся.
Руководивший работой бригадир сообщил журналистам, что рубка леса закончена еще в начале августа, под трассу расчищен участок Химкинского леса длиной 7,5 км. Другие специалисты, участвующие в работе, уточняют, что под трассу уже вырублено 60 из 144 га.
Кроме того, решение о переносе трассы будет означать, что 12 миллионов рублей, уже потраченных на расчистку земли, выброшены впустую. Пресс-секретарь премьер-министра Дмитрий Песков уверен, что если экономических обоснований изменения маршрута не найдут, первоначальное решение по строительству останется в силе.
В этой ситуации наиболее разумно выглядит обсуждение минимализации площади вырубки: по словам специалистов, если не делать развороты, места стоянки и расширения для взимания платы, ее можно сократить на 30% по сравнению с первоначальным планом.
Закон
Требования переноса маршрута строительства трассы упираются в правовую обоснованность нынешнего проекта. По словам губернатора Московской области Бориса Громова, правильность выбранного варианта по рассматриваемой трассе подтверждена градостроительным обоснованием, выполненным институтами НИиПИ Генплана Москвы и НИиПИ градостроительства Московской области, и, в конечном итоге, положительным заключением государственной экспертизы.
Сейчас спорные участки Химкинского леса вообще не относятся к землям лесного фонда, поскольку 5 ноября 2009 года премьер-министр Владимир Путин подписал распоряжение N 1642-р, согласно которому 43 участка Истринского лесничества и 13 участков Дмитровского лесничества были переведены из земель лесного фонда в другую категорию, разрешающую строительство автодорог.
Согласно постановлению Правительства Московской области, изменение границ территории лесопарковых зон должно быть компенсировано включением в границы этих зон лесных участков не меньшей площади.
Верховный суд (ВС) РФ и кассационная коллегия ВС РФ отклонили жалобу экологов на данное решение властей. При этом в кассационной коллегии ВС подчеркнули, что федеральные власти сделали все необходимое, чтобы показать, что "других вариантов размещения" автомагистрали в Химкинском лесу не было. В частности, правительство РФ рассмотрело три варианта прохождения дороги, в том числе с реконструкцией существующей автотрассы М-10 "Россия" и по окраине Химкинского леса, однако Главгосэкспертиза РФ признала оптимальным именно нынешний вариант, выдав положительное заключение на предполагаемое строительство.
Экология
Тем не менее, экологи по-прежнему ставят под сомнение законность такого решения, поскольку оно было принято без экологической экспертизы. Они утверждают, что Химкинский лес представляет собой один из редких оставшихся под Москвой нерасчлененных кусков леса, в котором все еще обитают животные, в том числе из Красной книги. Они опровергают возможность актуальной компенсации нанесенного экологического урона, поскольку на полное восстановление вырубленных участков Химкинского леса понадобится от 80 до 100 лет – за это время может быть разрушена вся экосистема объекта.
Экологи настаивают, что вырубка лесозащитного пояса столицы может привести к экологической катастрофе. Это утверждение большинством граждан принимается на веру, не подвергается рефлексии. Между тем, выглядит оно сомнительным. Известно, что Ленинградским шоссе пользуется около 150 тысяч автомобилей в сутки, благодаря чему оно является одной из наиболее перегруженных трасс страны. Постоянные пробки на Ленинградском шоссе создали ему репутацию самой "загрязненной" по экологическим параметрам автодороги.
Никакие лесопосадки не способны ликвидировать экологические последствия работы тысяч автомобилей на холостом ходу и в постоянном режиме разгона и торможения. Именно функционирование транспорта в пробках приводят к самым мощным и вредным выбросам.
Трасса через Химкинский лес возьмет на себя значительную часть транспорта, в первую очередь – грузового. Машины будут значительно быстрее пересекать район города Химки, уменьшится количество пробок – а значит, и числа автомобилей, выбрасывающие вредные вещества возле столицы. Не нужно быть специалистом, чтобы понять: исчезновение пробок способно с лихвой компенсировать экологический урон от вырубки незначительной части леса.
Альтернативы
Вырубка Химкинского леса под трассу – безусловно, зло. Но это наименьшее из зол, с которыми необходимо смириться ради экономического развития страны. Чтобы убедиться в этом, рассмотрим альтернативные варианты маршрута трассы из Москвы в Санкт-Петербург.
Проложить дорогу, минуя лесные участки, сегодня можно только по территории жилых массивов. Например, некоторые экологи предлагали вариант "альтернативной трассы" вдоль или над Октябрьской железной дорогой. При этом они не обращают внимания на тот факт, что железная дорога проходит через город. Такая трасса "разрежет" центр Старых Химок, рядом с которыми проходит федеральная трасса. Не стоит игнорировать и тот факт, что повышение эстакады приводит к увеличению площади разброса вредных веществ. Такой проект способен приблизить условия проживания в некоторых районах Химок к чернобыльским.
Рассматривался также вариант реконструкции существующего Ленинградского шоссе. Однако для его реализации необходимо было существенно ограничить пропуск транспортного потока не только в период строительства, но и в период эксплуатации автомагистрали. Другими словами, движение по Ленинградке было бы парализовано на месяцы и даже годы. Кроме того, данный проект нарушает основной принцип строительства масштабных объектов: в обход крупных городов.
Наконец, рассматривались варианты с прохождением трассы по окраине Химкинского лесного массива. Однако в этом случае просто менялись бы жертвы строительства: урон, который понесли бы жители Новоподрезково, Новоселки, Кирилово и района Москвы Молжаниново несопоставим с потенциальным уроном жителей Химок. Данный проект подразумевал не только снос домов, но и прохождение трассы в непосредственной близи от жилых кварталов.
Молжаниново
Тем не менее, префект Северного округа Москвы Олег Митволь предлагает провести федеральную трассу Москва — Санкт-Петербург через Молжаниновский район. По его словам, альтернативный участок дороги в обход Химкинского леса уже предусмотрен в Генплане Москвы.
Митволь уверяет, что территория Молжаниновского района как нельзя лучше подходит для прокладки данной трассы: "Земли там есть, количество жителей небольшое, можно всегда найти приемлемые варианты".
Эту инициативу поддерживает и Минприроды. По словам директора департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Минприроды России Рината Гизатулина, альтернативный вариант трассы через Молжаниновский район на 1,8 тысячи метров короче дороги, которую планировалось построить через Химкинский лес.
Говоря о деталях проекта, разработанного правительством Москвы, Митволь отметил, что дорога может начаться от планируемой Бусиновской эстакады на МКАД, далее пройдет вдоль полосы отвода железной дороги и войдет в строящийся район Молжаниново.
Митволь утверждает, что "там 2 гектара пустых полей, где проживает 1,8 тысяч человек" - даже отселять никого не придется, поскольку трасса пройдет в стороне.
Надо заметить, что проект трассы через Молжаниново в 2009 году был представлен Северно-Западной концессионной компанией, которая занимается строительством первого участка дороги. В презентации компании этот вариант признавался "привлекательным как технически, так и экономически", и "не усложнял экологическую обстановку в районе современной трассы М-10".
Так почему это вариант был отклонен четыре года назад? При проработке проекта выяснилось, что земли под дорогу были выкуплены компанией "Интеко" в сентябре 2004 года на открытом аукционе "на реализацию инвестиционных проектов по застройке двух земельных участков в районе Молжаниново". На этом участке планировалось строительства автотрассы "Формулы-1", гольф-клуба, горнолыжных трасс и ультрасовременных жилых кварталов. Некоторое время даже рассматривался проект наделения Молжаниново статусом особой экономической зоны. Планировалось превращение этого района в международный бизнес-центр.
О строительстве трассы в таком стратегически перспективном месте, конечно, не могло быть и речи. Однако в июле 2009 года "Интеко" предложила правительству Москвы расторгнуть данный инвестиционный контракт. "Такое решение было принято в связи с тем, что "Интеко" не смогла приступить к масштабной реализации этого проекта (который был разработан компанией), так как территория до сих пор не освобождена от прав на нее третьих лиц", - подчеркивается в сообщении.
На первый взгляд, это исключительно своевременное решение снимает все препятствия для строительства трассы в Петербург в обход Химкинского леса. На самом же деле, оно ставит крест на таких планах. Чтобы осознать это, нужно понять причины отказа "Интеко" от своих планов в этом районе. Если у такой богатой компании не хватило ресурсов для решения вопроса с выкупом земли у законных собственников или арендаторов, то переложение этих расходов на федеральный бюджет кажется совсем уж необоснованным решением.
Надо иметь в виду, что Молжаниново, в отличие от Химкинского леса, - часть Москвы, то есть цены на землю и недвижимость здесь будут определяться по столичным меркам, а не областным. Выплаты компенсаций за отселение жителей несопоставимы расходам на вырубку леса. Таким образом, Молжаниновский вариант выйдет значительно дороже, чем Химкинский: только первые 45 километров трассы по утвержденному маршруту оцениваются в 65 миллиардов рублей.
Потребность в рационализме
В Молжаниново, действительно, можно проложить дорогу, вырубив минимальное число деревьев. Однако это не значит, что простые граждане понесут меньший ущерб, чем в случае вырубки части Химкинского леса. При строительстве трассы через Молжаниново обязательно придется решать вопрос с торговыми площадями, компенсировать падения уровня жизни местного населения, отказаться от всех проектов развития этого района…
Если вопрос с Химкинским лесом упирался в экологические интересы, то в Молжаниново это будут не менее сложные коммерческие интересы. Их решение может затянуться на годы. Все это время вопрос автомобильного сообщения между Москвой и Петербургом продолжит обостряться, из-за чего государство будет нести катастрофические экономические потери, а жители северного периметра столицы будут задыхаться в дыму все возрастающих пробок. В конце концов, затягивание процесса с решением вопроса строительства этой трассы может привести к транспортному коллапсу.
Препятствие строительству трассы через Химкинский лес, судя по всему, способно лишь затянуть окончательное решение вопроса.
Экологическая гражданская активность – это прекрасная форма патриотизма. Только направлена она должна быть на решение конструктивных вопросов: уничтожение свалок вокруг Москвы, повальной вырубки лесов в Центральной России и за Уралом, а также множества других более важных и очевидных проблем. Борьба же за перенос строительства трассы из Москвы в Петербург в таких условиях напоминает лишь попытки канализации социальной активности граждан в нужном для определенных финансовых групп направлении.