Аркадий Смолин, обозреватель РАПСИ
Метро является одним из самых привлекательных объектов для терроризма. За последние пятнадцать лет в результате терактов в метрополитенах различных стран мира погибло более полутора сотен мирных жителей. Двенадцати исполнителям и организаторам преступлений вынесены смертные приговоры, в России на пожизненное заключение осуждены три террориста. Расследования половины преступлений пока не принесли результатов.
Взрыв в метро гораздо опаснее, чем на открытом воздухе. В замкнутом пространстве взрывной волне некуда уходить, и она причиняет гораздо больше вреда. Перепад давления при взрыве может нанести серьезные травмы десяткам людей. Кроме того, в замкнутом пространстве гораздо больше источников для вторичных осколков и поражающих элементов, которые также причиняют множество ранений. Иногда более опасной, чем сам взрыв, становится следующая за ним паника и давка.
По этим и многим другим причинам метрополитен является режимным объектом, на котором применяются особые меры по обеспечению безопасности. Большое число камер наблюдения, сотрудников правоохранительных органов и жесткие правила поведения вроде бы должны оперативно нейтрализовывать подозрительных пассажиров. Тем не менее, на практике, теракты в метро являются едва ли не самым сложным для предотвращения и дальнейшего расследования масштабные преступления.
Лондон и Москва. Какой теракт страшнее?
Самый крупный в истории теракт в метрополитене произошел в Лондоне 7 июля 2005 года. В результате четырех скоординированных взрывов тогда было убито 52 человека, ранено около 700. Погибли также 4 террориста-смертника: Хасиб Хусейн, Мохаммед Сидик Хан, Джермен Линдси и Шехзад Танвер.
В 8:50 утра, с промежутком в 50 секунд, были взорваны три поезда лондонского метрополитена. Почти через час, в 9:47, раздался четвертый взрыв в автобусе на Тэвисток-сквер. Террористический акт привел к тому, что система общественного транспорта в Лондоне была парализована на сутки.
Отметим, что взрывы 29 марта 2010 года в Москве были организованы не настолько синхронно, однако и движение на Сокольнической ветке метро в полном объеме было возобновлено уже через несколько часов.
Взрывы в Лондоне произошли в день открытия саммита "Большой восьмерки" в Великобритании, а также через два дня начала суда над имамом лондонской мечети Абу Хамза аль-Масри (был признан виновным в пропаганде терроризма и насилия, подстрекательстве к убийству иноверцев, разжигании расовой ненависти и хранении литературы экстремистского содержания, но вместо ожидаемого пожизненного заключения приговорён всего к семи годам лишения свободы). Наибольший резонанс вызвало хронологическое совпадение взрывов с четвертой годовщиной беспорядков на этнической почве в Брэдфорде. Однако комиссия Мерфи, разбиравшая дело, не нашла никаких признаков того, что взрывы к чему-то приурочены.
Версий, к чему приурочены взрывы в Москве, пока нет. В блогах и в отдельных СМИ циркулирует предположение, что выбор станций объясняется близостью к силовым службам. Известно, что на "Лубянке" находится ФСБ, а "Парк Культуры", предположительно, был ошибочно взорван вместо станции "Октябрьская", где находится МВД.
Пожалуй, это наиболее знаковый теракт в метро с точки зрения выбора объектов для взрывов. Предыдущие места подобных преступлений выглядели случайными и не несли никакой смысловой нагрузки. В этом смысле взрывы на "Лубянке" и "Парке Культуры" (потенциально "Октябрьской") ближе к терактам 11 сентября в США – т.е. рассчитаны на психологическую дестабилизацию общества, панику в котором может усилить беспомощность силовых ведомств (ФСБ и МВД). Впрочем, эта версия выглядит хоть и эффектно, но наш взгляд нежизнеспособна. Скорее всего, потенциальный взрыв на "Октябрьской" – не более чем миф, не отменяющий, впрочем, того факта, что оба теракта были произведены внутри Садового кольца.
Новая тактика террористов
Напомним, что взрывы в вагоне метро на станции – новая тактика террористов: до этого они приводили в действия свои взрывные устройства либо у входа на станцию, либо на самой станции, либо в туннеле. Именно такой теракт принес наибольшее число жертв в России. 6 февраля 2004 года в час пик сработало взрывное устройство во втором вагоне поезда, который двигался по Замоскворецкой линии московского метро от станции "Автозаводская" к станции "Павелецкая". Взрыв унес жизни 40 человек, 134 человека были ранены.
Взрывотехническими экспертизами установлено, что для приведения в действие взрывного устройства, изготовленного самодельным способом, использовался заряд смесевого взрывчатого вещества на основе аммиачной селитры и алюминиевой пудры. В конструкцию взрывного устройства входили готовые поражающие элементы - крепежные изделия (болты, шурупы).
Заметим, что таким же самодельным было взрывное устройство в Лондоне. По словам министра внутренних дел Великобритании Джона Рида, "при изготовлении бомб были использованы ингредиенты, которые доступны в свободной продаже, а для сборки взрывных устройств не требовалось специальных навыков". "Операция была профинансирована самими террористами, а средства собирались методами, далекими от терроризма. Общая сумма средств, которые понадобились, была менее 8 тысяч фунтов", – констатировал глава МВД Великобритании.
Из каких материалов и каким образом была изготовлена взрывчатка, использованная 29 марта в Москве, пока неизвестно. Однако надо заметить, что расследование теракта, в котором использована самодельная взрывчатка, часто вызывает серьезные затруднения. Дело в том, что не только найти, но и доказать наличие заказчиков и организаторов теракта (помимо исполнителей) в данном случае крайне сложно. Все действия в подготовке теракта могут теоретически произвести сами смертники.
Например, по итогам расследования взрывов в Лондоне доказать вину пособников терактов так и не удалось. Вскоре после взрывов у британской полиции появились улики, указывающие на причастность к ним "Аль-Каиды". Однако в докладе правительственной комиссии, проводившей расследование преступлений в столице Великобритании, утверждается, что эта террористическая сеть не имеет прямого отношения к терактам.
Специфика судебных процессов над террористами
В отличие от России, в Великобритании суду присяжных позволено рассматривать дела по обвинению в терроризме. Надо отметить, что британский опыт подтверждает правоту решения Дмитрия Медведева об отмене суда присяжных для террористов. Летом 2008 года жюри присяжных так и не смогло вынести вердикт по делу о взрыве в лондонском метро, после чего было распущено.
Королевская прокурорская служба предъявила обвинения в содействии в подготовке терактов троим жителям Великобритании – Мохаммеду Шакилу, Садиру Салиму и Вахиду Али. По данным обвинения, они в декабре 2004 года отправились из Лидса в Лондон вместе с Хасибом Хуссейном, который в июле 2005 года взорвал себя в британской столице. Прокуратура была убеждена, что четверо злоумышленников выбирали тогда места для будущих терактов.
По итогам нового рассмотрения дела 28 апреля 2009 года обвиняемые были оправданы по обвинению в подготовке терактов. Между тем, двое из троих обвиняемых – 25-летний Али и 32-летний Шакил – были признаны виновными по второму обвинению. Британский суд приговорил их к семи годам тюремного заключения за намерение пройти подготовку в террористическом лагере в Пакистане. Третий обвиняемый – Садир Салим – был отпущен на свободу.
Судебное разбирательство в России над организаторами наиболее кровавого теракта в метро прошло более успешно. Впрочем, найти организаторов взрыва на "Павелецкой" помогла только случайность, не позволившая провести по первоначальному плану следующий теракт – у входа на станцию "Рижская".
31 августа 2004 года в 20:15 в Москве между входом на станцию метро "Рижская" и торговым центром "Крестовский" произошел теракт, в результате которого погибли десять человек, трое из которых погибли на месте, пострадали 46 человек. Были госпитализированы 38 человек, из которых семеро скончались.
По всей вероятности осуществить теракт планировалось в метро, но у дверей станции дежурили милиционеры, и террористка-смертница не решилась приблизиться к ним, и, развернувшись к милиционерам спиной, привела в действие закрепленное у нее на поясе взрывное устройство.
Личность террористки так и не была установлена. Теракт мог бы остаться не раскрытым, если бы вместе с террористкой не погиб ее сообщник – один из организаторов теракта Николай Кипкеев. "Куратор" террористки шел на задание с поддельным паспортом на имя уроженца Грузии Николая Самыгина и не собирался умирать вместе с террористкой. Однако взрывное устройство сработало раньше времени и Кипкеева зацепило осколками.
Выяснилось, что погибший – один из лидеров карачаевского джамаата "Мусульманское общество №3", возглавляемого известным террористом Ачимезом Гочияевым. По мобильному телефону, обнаруженному у Кипкеева, следователи установили личности его сообщников.
Первым задержанным по делу о взрыве стал 29-летний балкарец, ведущий специалист Департамента судебных приставов Министерства юстиции Мурад Шаваев. Следствие выяснило, что он был связным между исполнителями взрывов и заказчиком терактов – Ачимезом Гочияевым.
В одном из Интернет-кафе Воронежа 8 мая 2005 года был арестован другой сообщник Кипкеева – бывший военнослужащий Минобороны, принявший ислам и перешедший на сторону чеченских боевиков, Максим Панарьин. Еще один сообщник задержанных – Тамбий Хубиев, также принимавший участие в теракте на "Рижской", был задержан в столице одновременно с Панарьиным и Шаваевым весной 2005 года.
В феврале 2007 года Мосгорсуд приговорил к пожизненному заключению трех фигурантов дела о терактах в московском метро на станциях "Павелецкая" и "Рижская". Хубиев, Шаваев и Понарьин признаны виновными в терроризме, убийствах, подделке документов, незаконном ношении и хранении взрывчатых веществ и оружия, их изготовлении, в организации преступного сообщества.
"По совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний назначить окончательное наказание в виде пожизненного лишения свободы в исправительной колонии особого режима", – сказал судья, оглашая приговор.
Кроме этого случая, следователи сумели раскрыть и доказать вину в организации теракта в метро пока только единожды. Японская полиция достаточно быстро раскрыла преступление членов секты "Аум Сенрике", которые 20 марта 1995 на токийских станциях Касумигасэки и Нагататё распылили отравляющее вещество зарин. Погибло 12 человек, 54 получили тяжёлое отравление, повлекшее долгосрочное расстройство здоровья, около тысячи имели после теракта кратковременные нарушения зрения.
Уже 16 мая 1995 года недалеко от Токио полиция арестовала главу секты Секу Асахару и еще около 30 руководителей "Аум Синрике". После обысков у полиции появились неопровержимые доказательства того, что Асахара лично отдавал приказы об изготовлении "зарина" и применении его в токийском метро. Следствие установило, что на химическом минизаводе, принадлежащем "Аум Синрикё", было налажено производство нервно-паралитических газов. Организация также занималась разработкой бактериологического оружия.
Однако, несмотря на неопровержимость улик, процесс по делу секты тянулся около восьми лет. Токийский окружной суд признал лидера группы Секо Асахару виновным по 13 из 17 обвинений и приговорил его к смертной казни через повешение. В целом суд вынес 12 смертных приговоров руководителям организации и причастным лицам.
Генпрокуратура РФ оперативно отреагировала на теракты в токийском метро. В марте 1995 года ею было возбуждено уголовное дело против "Аум Синрикё", а 15 марта Останкинский межмуниципальный суд города Москвы вынес решение наложить арест на имущество этой организации. Однако секта не исчезла – она сменила название и перешла на нелегальное положение. По данным Генпрокуратуры РФ, число российских членов этой секты в настоящее время может составлять около 30 тысяч человек.
Кто нас убережет?
Не следует думать, что спецслужбы бессильны против террористов. Не говоря о том, что многие теракты удается предотвратить на разных стадиях преступного замысла, заметим, что даже взрывы с жертвами не являются совершенно неожиданными для спецслужб.
Например, задолго до теракта в лондонском метро британские спецслужбы обратили внимание на будущих подрывников Хана и Танвера. Однако они считались незначительными фигурами, благодаря чему сумели избежать пристальной слежки.
Не стоит однако обвинять правоохранительные органы в бездеятельности. Наоборот, стимуляция их активности и заботы об общественной безопасности иногда приводит к плачевным результатам. В частности, спустя несколько дней после взрыва в Лондоне полиция застрелила бразильского электрика, приехавшего на заработки.
Судя по объяснениям правоохранительных органов, бразилец оказался похожим на одного из террористов. По сведениям одной из солидных британских газет, руководитель операции дал приказ задержать бразильца. Но при этом бросил своим подчиненным довольно двусмысленное замечание: "Делайте что хотите, но не дайте ему сесть в метро".
Интересно, что даже после этого происшествия, вызвавшего бурное негодование в британской общественности, руководство Скотленд-Ярда оставило без изменений правила, которые дают полиции в исключительных случаях право открывать огонь для уничтожения подозреваемых в терроризме.
Поэтому пассажирам, заботящимся о своей безопасности, лучше подчиняться приказам правоохранительных органов и внимательнее следить за действиями подозрительных субъектов. Именно простые граждане предотвратили два взрыва в лондонском метро, который пытались устроить террористы через две недели после теракта 2005 года. По отчету полиции, честные граждане гнались за одним из преступников, но ему все-таки удалось убежать. А на перегоне Вестбурн парк – Шефердс буш некий гражданин нашел еще одну бомбу.
Последствия
Напоследок, хочется заметить, что теракты в метро знаменательны прежде всего тем, что они редко остаются без важных изменений, обычно носящих законодательный характер.
В Японии после терактов была запрещена деятельность секты "Аум Сенрике". В Москве в начале двухтысячных был усилен паспортный контроль и ужесточены правила регистрации.
После терактов в лондонском метро в США, Японии и некоторых других странах стали применяться системы фотографирования лиц всех пассажиров при регистрации билетов с помощью системы камер с высокой разрешимостью.
Фотоснимок лица каждого пассажира поступает в компьютерную базу данных полицейского управления. В случае, если к поездам будет приближаться человек, внесенный в "черные списки", система немедленно подаст сигнал в полицию, которая задержит подозреваемого.
Первой серьезной законодательной инициативой после взрывов на "Лубянке" и "Парке Культуры" стало намерение Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам в ближайшие дни разработать поправки в действующее уголовное законодательство, предусматривающие смертную казнь за организацию и проведение терактов, повлекших массовую гибель людей.
Также комитет Совета Федерации по правовым и судебным вопросам намерен внести поправки в уголовное законодательство, предусматривающие, что совершившие теракт, повлекший массовую гибель людей, не должны иметь права на помилование.