САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 17 мая - РАПСИ, Михаил Телехов. Подписи избирателей, собранные во время предвыборной кампании в отделении партии, расположенном в одном здании с помещениями, где выдают зарплаты, пенсии или иные социальные выплаты, могут быть признаны недействительными, если был установлен факт целенаправленного использования таких мест, говорится в новом Постановлении Конституционного суда (КС) РФ, опубликованном на его официальном сайте.
Сбор подписей
Соответствующие выводы были сделаны КС РФ в ходе рассмотрения жалобы регионального отделения Всероссийской политической партии "Партия дела" в Республике Северная Осетия-Алания (РСО), которая просила проверить конституционность некоторых положений статей 37 и 38 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и части 3 статьи 37.2 Закона Республики Северная Осетия-Алания "О выборах депутатов Парламента Республики Северная Осетия-Алания", регулирующих правила сбора подписей кандидатами.
"Нормы признаны не противоречащими Конституции РФ. Постановление основано на ранее вынесенных правовых позициях суда", - уточнили в пресс-службе КС РФ.
Как следует из материалов дела, в августе 2022 года Центральная избирательная комиссия (ЦИК) РСО отказалась зарегистрировать список кандидатов в депутаты республиканского парламента, выдвинутых региональным отделением "Партии дело". В жалобе говорилось, что председателя отделения по постановлению мирового судьи оштрафовали за сбор подписей в запрещенном месте – в здании с почтой, где выдавались пенсии и другие выплаты. В итоге более 5% подписей были признаны недействительными. "Оспаривая это решение в суде, заявитель указал, что подписи собирались не в самом помещении почтовой службы, а в офисе партии, находящемся с оператором почтовой связи в одном здании и по тому же адресу, однако дело проиграл", - рассказали в пресс-службе КС РФ.
Без перечня
Как пояснил КС РФ, запреты, установленные оспариваемыми нормами, призваны предотвратить неправомерное давление на избирателей в процессе сбора подписей, а также исключить их принуждение к поддержке тех или иных кандидатов.
"В законодательстве отсутствуют подробное описание или закрытый перечень мест, в которых запрещен сбор подписей, что само по себе не свидетельствует о неопределенности правового регулирования. И вопрос о распространении этого запрета должен решаться избирательной комиссией или судом на основе оценки выявленных фактов", - передает пресс-служба КС РФ позицию суда.
Действующее законодательство не препятствует политическим партиям выбирать любое помещение для размещения своего аппарата или структурного подразделения, в том числе в зданиях, где могут также находиться и организации, осуществляющие выдачу различных денежных выплат.
То есть, по мнению КС РФ, соседство с такими помещениями не лишает партию права собирать подписи избирателей, соблюдая предусмотренные законом условия.
Но если установлены факты целенаправленного использования таких запрещенных мест, сбор подписей, по мнению КС РФ, может быть признан нарушающим запрет, а сами подписи – недействительными.
Таким образом, оспариваемые нормы не предполагают признания недействительными подписей избирателей только потому, что они были собраны в отделении партии, расположенном в одном здании с помещениями, где выдают какие-либо социальные выплаты, а потому не противоречат Конституции РФ.
Поскольку выборы уже состоялись и отменить их нельзя, заявитель имеет право на компенсацию.