МОСКВА, 30 мая - РАПСИ. Известный американский галерист Гари Татинцян обосновал свой иск более чем на 60 миллионов долларов к коллекционеру Льву Нусбергу, якобы продавшему ему поддельные работы Казимира Малевича, экспертными заключениями, следует из документов Нью-Йоркского суда, имеющихся в распоряжении агентства РАПСИ.

Изначально иск к Татинцяну в декабре 2009 года подал Нусберг, считающийся одним из крупнейших коллекционеров работ супрематистов, в том числе Малевича. Спор возник после выставки "Малевич - Суетин - Чашник: графика супрематизма", которая прошла в московской галерее Татинцяна в 2006 году. Показанные на ней произведения принадлежали Нусбергу, а позже некоторые из них приобрел галерист.

Речь идет о 95 работах Малевича и его последователей - Николая Суетина и Ильи Чашника. Три миллиона долларов должны были быть перечислены тремя траншами. Однако, как утверждает Нусберг, Татинцян не выполнил свои обязательства по договору и не выплатил полную стоимость приобретенных работ в установленные сроки. В результате на момент подачи иска общая задолженность с учетом пени составила порядка 1,865 миллиона долларов.

Несмотря на это, Татинцяну были переданы еще 11 работ на общую сумму в 752 тысячи долларов, и он обязался их либо продать, либо вернуть. Однако, по свидетельству Нусберга, он не увидел ни денег, ни картин. Впоследствии в результате шантажа он лишился еще порядка 98 работ из своей коллекции, причем продать галеристу очередную партию графических произведений Нусберг был якобы вынужден за 2,6 миллиона долларов, в то время как рыночная цена картин составляла не менее 5,6 миллиона долларов.
Между тем работы из коллекции Нусберга у Татинцяна не задержались - их в разное время приобрели российские коллекционеры, среди которых в документах упоминаются Александр Смузиков, Константин Григоришкин, Евгений Зяблов, Михаил Вильковский.
В рамках этого разбирательства в марте 2012 года Татинцян подал встречный иск, предъявив куда более серьезные претензии уже Нусбергу, заявив о "многолетнем мошенничестве", репутационных издержках и многомиллионном ущербе.

Летом 2010 года впервые выяснилось, что ряд работ из коллекции Нусберга, приобретенных в 2006 году, - подделка: в их структуре были обнаружены синтетические вещества, которых не могло быть на момент создания полотен, утверждает Татинцян. Экспертизу проводила московская фирма ArtConsulting по обращению одного из клиентов американского галериста.

После этого уже сам заподозривший неладное Татинцян обратился к двум общепризнанным американским экспертам - Джеймсу Мартину (James Martin) и Полу Месье (Paul Messier), услугами которых пользуются в том числе аукционные дома Christies и Sothebys, а также Музей Соломона Гуггенхайма.

По утверждению Татинцяна, Месье подтвердил выводы ArtConsulting, в то время как экспертиза Мартина пока не завершена.
На позапрошлой неделе в Нью-Йоркский суд, в котором рассматривается это дело, поступило свидетельство другого эксперта - Александры Шатских, специалиста по русскому авангарду.

По ее словам, Нусберг неоднократно говорил, что вывез из России более 180 произведений Малевича и приобрел он их у Анны Лепорской, унаследовавшей коллекцию работ мастера после его смерти в 1935 году. Поводов сомневаться в подлинности коллекции у Шатских не было, тем более что в ее окружении многие не сомневались в достоверности этой информации. Об этом она говорила и Татинцяну, когда тот обратился к ней за профессиональным советом.

Однако, в 2010 году к Шатских, по ее свидетельству, обратился фонд Sepherot Foundation, к которому, если верить Татинцяну, имеют отношение Вильковский и Смузиков. Фонд был заинтересован в изучении обширной коллекции работ, авторство которых приписывалось Малевичу и его ученикам. Речь шла о 39 полотнах, которые, как поняла Шатских, были приобретены у Татинцяна.

Эксперт пришла к выводу, что около 30 произведений - фальшивки, и помог ей в этом разобраться датский специалист Троэльс Андерсен (Troels Andersen). Именно он рассказал российскому эксперту о буквенно-численной системе кодировки, разработанной Малевичем, для идентификации собственных произведений. Несоответствия были установлены и в ходе сравнения работ из коллекции Нусберга с каталогом, составленным Андерсеном.

Татинцян в свою очередь, заявляет об аналогичных проблемах с другими художниками - Чашником и Суетиным - и, как следствие, ущербе на миллионы долларов. До инцидента на продаже произведений искусства тем же Зяблову и Смузикову нью-йоркский галерист зарабатывал как минимум по 10 миллионов долларов в год и теперь требует в суде компенсацию в размере не менее 62,3 миллиона долларов.

"Это дело очень длительное, оно было инициировано еще в 2009 году. Судебное разбирательство требует очень много времени и денег, поэтому сейчас все в процессе", - сообщила РАПСИ директор галереи Гари Татинцяна Виктория Пукемова.