Прокуратура Москвы предупредила о негативных последствиях участия в несогласованных массовых мероприятиях 31 января. Тем не менее в соцсетях продолжают публиковаться призывы участия в несанкционированных акциях, которые могут существенно усугубить эпидемиологическую ситуацию в столице и других городах страны. Какова природа данных инициатив и чего следует ожидать участникам этих собраний, кроме заражения коронавирусом, отвечают профильные эксперты. 


1. В чем смысл разъяснения прокуратуры 

«Разъясняем, что как организация несогласованного публичного мероприятия, так и участие в нем влекут за собой установленную законодательством Российской Федерации ответственность», - сообщается в пресс-релизе столичной прокуратуры, посвященном акциям, запланированным на 31 января.

Адвокат Борис Кожемякин отмечает, что нарушение правил, о которых предупреждает прокуратура, влечет административные санкции. 

«Роль прокуратуры в таком случае — предотвратить нарушения и возможное нежелательное поведение. Сотрудники прокуратуры просто обязаны предупредить граждан, что участие в несогласованной акции является нарушением закона. И если ты участвуешь в ней, то попадаешь под признаки статьи 20.2 КоАП РФ (нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования)», - заявил РАПСИ Кожемякин.

Адвокат, к.ю.н. Александр Зорин отметил, что игнорирование требований прокуратуры со стороны организаторов несогласованных публичных мероприятий будет свидетельствовать о том, что они заблаговременно были предупреждены о незаконности своих мероприятий, но продолжили «реализовывать объективную сторону правонарушения с прямым умыслом, т.е. осознавая общественную опасность своих действий, предвидели возможность их наступления и общественно опасные последствия и желали их наступления». 

Эксперты обращают внимание, что предостережение прокуратуры — не формальный манифест пресс-службы. «По опыту могу сказать, что такие вещи обсуждаются на самом высоком уровне. Раз предостережение выпущено, это означает, что уже определен широкий круг следователей и прокуроров, которые будут заниматься, видимо, достаточно большим количеством дел участников несанкционированных акций. Сразу же прорабатывается процессуальный инструментарий, чтобы дела людей передавались в суд как можно быстрее. Плюс на межведомственном уровне, уверен, было уже взаимодействие и с федеральной системой исполнения наказаний. Я думаю, что силовая система подготовилась достаточно серьезно», — пояснил адвокат Александр Александров.

Участие в несанкционированных акциях плохо заканчивается, резюмировал эксперт. 

2. Имеют ли граждане право на протест 

«Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Но митинги и шествия не должны ущемлять права и свободы третьих лиц, поэтому их проводят с учетом ряда законодательных ограничений, установленный в т.ч. в Федеральном законе "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" от 19.06.2004 №54-ФЗ, а в текущей ситуации и с учетом введенных в связи с этим ограничительных мер на фоне распространения коронавируса», - пояснила управляющий партнер юридического Легес-Бюро Мария Спиридонова.

По ее словам, в рамках организации публичного мероприятия законом предусматривается ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.

«К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления с учетом установленного срока… Данные мероприятия по уведомлению и согласованию позволяют органам публичной власти принять адекватные меры по предупреждению и предотвращению нарушений общественного порядка и безопасности, обеспечению защиты прав и свобод участников публичных мероприятий и лиц, в них не участвующих», - добавила Спиридонова. 

При отсутствии соблюдения предусмотренных процедур – участие в несанкционированном митинге может грозить административной или даже уголовной ответственностью. 

Кроме того, в настоящее время подобные массовые мероприятия являются незаконными ввиду действующих ограничений в ситуации пандемии коронавируса. «Незаконная акция в Москве… может спровоцировать рост заболеваемости COVID-19… Массовое мероприятие может привести к тому, что через 10-12 дней мы увидим резкий подъем заболеваемости в городе, который опять будет вынуждать нас вводить те ограничительные мероприятия, от которых мы только ушли», - заявила глава управления столичного Роспотребнадзора Елена Андреева в эфире телеканала «Россия-24».


Таким образом, главным результатом, который могут достичь несанкционированные акции в настоящий момент, является новый всплеск заболеваемости коронавирусом. Это создает реальные предпосылки для возвращения режима самоизоляции в ряде российских городов, что сейчас происходит во многих европейских странах.


«Согласно статьи 236 УК РФ, нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей или создавшее угрозу наступления таких последствий, наказывается штрафом до 700 тысяч рублей или лишением свободы. Но это относится к носителям болезни, которые заразили людей или заражение повлекло смерть других людей. Если в ходе проверки выявлено, что зараженный ковидом был на митинге и заразил людей, то он попадает под эти санкции», — предупреждает гендиректор компании «ЮристЪ» Асия Мухамедшина. 

3. Почему акции носят несанкционированный характер

«Для того, чтобы провести митинг, необходимо, конечно, уведомить исполнительный орган субъекта федерации, применительно к Москве — мэрию столицы. Но дело в том, что ведь организаторы этого незаконного митинга вообще не обращались в мэрию Москвы. Поэтому говорить о том, что, допустим, мэрия отказала в проведении этого митинга, нельзя. В этой связи, конечно, митинг является незаконным», - пояснил адвокат, д.ю.н. Александр Арутюнов. 

Организаторы незаконных акций осознанно шли на конфликты 23 января и явно готовят новые провокации 31 января. 

«Очевидно, что люди здесь для них (организаторов акций – прим. ред.) расходный материал для привлечения внимания к своим сомнительным целям. Отмечу также нечистоплотность в оповещении людей, попытку привлечь к акциям несовершеннолетних. Это вызывало справедливые протесты со стороны родителей, уполномоченного по правам ребёнка Анны Кузнецовой», - сказал председатель общероссийской организации «Юристы за права и достойную жизнь человека», член СПЧ Александр Брод.

Важно заметить, что первые сообщения о намерении провести несанкционированную акцию в Москве 31 января появились почти сразу после предыдущего подобного мероприятия – т.е. за неделю до планируемой даты. Этого срока более чем достаточно для подачи заявки в мэрию и получения законного ответа на нее. 

Однако организаторы совершенно умышленно этого не делают, что является свидетельством их намерения демонстративно нарушать закон и провоцировать столкновения со службами правопорядка. Отказ подавать заявку на проведение митинга окружением Алексея Навального никак не связано с особенностями сегодняшнего дня. Нежелание проводить законные акции даже при наличии разрешений от органов власти является их отличительной особенностью. Это доказывают имеющиеся в распоряжении СМИ многочисленные копии разрешительных документов на мероприятия, запланированные Навальным, когда он предпочитал собирать несанкционированные акции. 

О том же свидетельствует и выбор места проведения акции в Москве – рядом с Федеральной службой безопасности, что никак не соотносится с заявленной целью мероприятия (повлиять на решение суда по делу Навального) и адресатом (государственные власти). Таким образом, выбор места сложно интерпретировать иначе, как сознательную провокацию силового ведомства с ожиданиями возбуждения большого числа новых административных и уголовных дел, которые организаторы смогут использовать для своих имиджевых целей. 

4. Правовые перспективы и действия правоохранителей 

Эксперты отмечают, что действия правоохранительных органов во время несанкционированных акций 23 января были не только абсолютно законны и оправданны, но и даже, возможно излишне, лояльны и корректны. В этой связи есть все основания ожидать более решительной их реакции на новые провокации во время грядущих незаконных мероприятий. 

«В свою очередь действия правоохранительных органов сильно контрастируют с действиями зарубежных коллег в период протестных акций, когда там начинают применять резиновые пули, водомёты, слезоточивый газ», - отмечал Александр Брод.

Важно заметить, что большинство россиян поддерживают действия властей в ситуации несанкционированного митинга. Согласно все еще актуальному опросу ВЦИОМ, 61% жителей Москвы согласны с тем, что в подобных ситуациях власть должна действовать в соответствии с законом, даже если приходится применять жесткие меры (против 26%). Показатели среди россиян: 69 и 23% соответственно.

«Следует отметить, что в ряде стран меры ответственности за участие в несанкционированных митингах и за содействие беспорядкам существенно суровее и предусматривают тюремное заключение», - добавляет Мария Спиридонова.

Эти же тезисы относится и к перспективам ужесточения ответственности в т.ч. несовершеннолетних участников несанкционированных акций. 

Александр Зорин, обращает внимание на особые пункты «в» и «е» в статьи 63 УК РФ: в них среди обстоятельств, отягчающих наказание, выделены «совершение преступления в составе группы лиц и совершение преступления по мотивам политической, идеологической ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. Учитывая, что в соответствии с частью 3 статьи 60 УК РФ при назначении наказания учитываются характер и степень общественной опасности преступления и личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи, то наивно рассчитывать на то, что при совершении преступлений на незаконных политических акциях не наступит ответственности лишь в силу малого возраста».


«Безусловно, гуманность механизма государственного принуждения учитывает необходимость особой защиты несовершеннолетнего от вовлечения в криминальную среду, для чего имеет смягчающую специфику санкций для совершенных подростками преступлений. Но это смягчение, а не освобождение от наказания. 

Однако освободить несовершеннолетнего от уголовной ответственности и применить к нему принудительные меры воспитательного воздействия – это право, а не обязанность суда. Особенно учитывая, что преступления на незаконных политических акциях совершаются в отношении служителей закона. 

При этом, в нашем обществе должна вырабатываться нулевая толерантность к подростковой преступности в отношении полицейских, поскольку в противном случае это грозит дестабилизации основ правопорядка. В качестве примера можно взглянуть на криминологическую «теорию разбитых окон», рассматривающую мелкие правонарушения не только как индикатор криминогенной обстановки, но и как активный фактор, влияющий на уровень преступности в целом: «Если в здании разбито одно стекло и никто его не заменяет, то через некоторое время в этом здании не останется ни одного целого окна», 

- адвокат, к.ю.н. Александр Зорин.