Идея передать средства производства в России в частные руки была не частью какой-либо идеологической программы – эти вопросы решали экономисты. Они исходили из того, что экономика, основанная на частной собственности на орудия труда, заведомо эффективнее той, которая покоится на государственной собственности. Это положение, опиравшееся на мировой опыт, принималось как аксиома. Однако идея «народного капитализма» не была реализована. Почему провалилась приватизация, рассказывает в сто пятьдесят седьмом материале своего тематического цикла юрист, кандидат исторических наук, депутат Государственной Думы первого созыва Александр Минжуренко.
Вся предыстория с социалистической экономикой СССР, пришедшей к логичному и неизбежному застою, подтверждала необходимость «разгосударствления» средств производства.
История приватизации в литературе чаще всего связывается с деятельностью Анатолия Чубайса, как будто это был законодательный орган. Но во время принятия основного закона о приватизации он занимал скромную должность советника мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака, и на процессы разработки и принятия законопроекта не мог оказывать значительного влияния, тем более что в этом процессе всё пошло не по его сценарию.
3 июля 1991 года принимается Закон РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», согласно которому приватизацию государственного имущества организовывал Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом.
И только 10 ноября 1991 года председателем этого органа – Госкомимущества – назначается Чубайс. Таким образом, он был лишь исполнителем этого закона и принял на себя все упреки в его несовершенстве.
Одним из серьезных минусов Закона о приватизации состояло в том, что депутаты Верховного Совета РСФСР принципиально отказались от денежной приватизации, т. е. от выкупа частными лицами государственной собственности.
Депутаты фракции А. Руцкого «Коммунисты за демократию» в прениях горячо отстаивали, как они считали, интересы трудящихся. В пламенной эмоциональной речи их представитель объявил неприемлемыми варианты денежной приватизации, ибо у основной массы граждан России таких денег просто нет, и они не смогут в этом участвовать. А в таком случае вся общенародная государственная собственность перейдет в руки «иностранцев, криминала и кавказцев».
Это было принято с пониманием и с аплодисментами. Поэтому главную роль в разных вариантах приватизации по решению законодателя стала играть ваучерная приватизация.
Она заключалась в следующем. Все имущество предприятий страны было оценено в 1400 млрд. рублей. На эту сумму и были выпущены ваучеры. Их количество рассчитывалось на все население России, включая детей. Ваучеры выкупались гражданами по цене 25 рублей, а номинальная стоимость ваучера составляла 10 тыс. рублей (1400 млрд. рублей разделить на 148 млн. населения России). Всего было получено гражданами 144 млн. ваучеров.
Таким образом, коммунисты, казалось бы, добились самого «справедливого» варианта приватизации и осуществили свою мечту: «взять все и поделить всем поровну». Депутаты не смогли предвидеть все сложности и подводные камни при реализации этого закона.
А отклонения от «справедливого» закона начались сразу. Так, первоначальный вариант в законе «Об именных приватизационных чеках и вкладах» не разрешал продажу приватизационных вкладов другим лицам. Но это не было осуществлено, и все свелось к раздаче ваучеров.
Каждый владелец ваучера имел право использовать свой чек при закрытой подписке на акции своего предприятия; участвовать в чековом аукционе; купить акции чекового инвестиционного фонда, либо продать свой чек. Под чековым аукционом понималась продажа акций приватизируемых государственных и муниципальных предприятий на аукционе исключительно за приватизационные чеки.
Несмотря на огромную разъяснительную работу правительства, очень многие граждане не поняли и не приняли данную идею «разгосударствления» предприятий.
Результатом такого скептического отношения стала массовая продажа своих ваучеров расплодившимся скупщикам. На всех рынках появились специальный ларьки по скупке ваучеров и ходящие по всем рынкам «коробейники» с табличкой на груди «куплю ваучер». Как и предсказывалось специалистами, приватизационные чеки еще в самом начале процесса уже стали стекаться в руки немногих.
Для помощи некомпетентному в использовании ваучеров населению появились в огромном количестве Чековые инвестиционные фонды (ЧИФы). По замыслу они должны были провести грамотную инвестицию чеков населения и обеспечить профессиональное управление фондом, контролируя деятельность администраций предприятий в интересах вкладчика.
ЧИФы создавались как акционерные инвестиционные фонды закрытого типа, не имели обязательства выкупать свои акции у акционеров. В качестве оплаты собственных акций ЧИФы принимали ваучеры.
В процессе чековой приватизации ЧИФы аккумулировали и инвестировали около 45 млн. ваучеров (32% от их общего количества). Но судьба этих структур оказалась печальной. Поскольку ЧИФы по организационно-правовой форме являлись акционерным обществом, они были обязаны платить налог на полученную прибыль на общих основаниях. Затем из чистой прибыли фонда, распределённой в виде дивидендов, акционеры также должны были заплатить налог.
В результате общие налоговые выплаты достигали 47-50% первоначально полученной фондом прибыли, что снижало доходность вложений в ЧИФ. В итоге почти все ЧИФы в дальнейшем обанкротились, чему способствовало также отсутствие контроля за их работой со стороны государства и вкладчиков.
30 июня 1994 года ваучерная приватизация в России закончилась.
Коварным и непредсказуемым оказался путь льготного участия работников предприятия в приватизации тех предприятий, на которых они работали. Здесь также представители левых фракции исходили из благих намерений. Они надеялись, что основным собственником предприятия в этом случае станет трудовой коллектив, который и будет им управлять.
Было несколько вариантов этого способа. По одному из них всем членам трудового коллектива безвозмездно передавались привилегированные (неголосующие) акции, составлявшие 25% уставного капитала. По другому варианту обыкновенные акции до 10% уставного капитала продавались по подписке членам трудового коллектива со скидкой 30% от их номинальной стоимости и предоставлением рассрочки до 3-х лет. Согласно третьему варианту 51% уставного капитала продавались по номинальной стоимости, при этом 50% стоимости должны были быть внесены ваучерами.
Но рабочие, став акционерами, не стали хозяевами своих предприятий. Как правило, никто не мог рассчитывать на дивиденды, так как рентабельных предприятий было ничтожно мало. А нерентабельные крайне нуждались во инвестициях, чего сделать рабочие были не в состоянии. И, кроме того, повсеместно директора заводов и фабрик преднамеренно стали проводить линию на ухудшение состояния предприятий, что приводило к длительным задержкам в выдаче зарплат.
Оставшимся без средств к существованию рабочим администрация предприятий предлагала продавать ей акции, на что соглашались многие. В результате у директоров сосредоточились большие пакеты акций, что превращало их в собственников заводов.
Таким образом, акции, вслед за ваучерами, оказались аккумулированными в руках немногих. Более того, в стране появилась группа лиц, в собственности которых оказались банки и большое число предприятий. Сложилась настоящая олигархическая прослойка, которая, владея крупными сегментами экономики, начала вмешиваться и в политическую сферу жизни государства.
Продолжение читайте на сайте 2 декабря



