В Госдуму 11 сентября был внесен на рассмотрение законопроект о запрете закупки и аренды иностранных автомобилей для государственных и муниципальных нужд. В то же время, Владимир Путин в ходе VIII ВЭФ-2023 во Владивостоке еще раз напомнил, что государственные закупки автомобилей иностранного производства для чиновников должны быть прекращены.
В новейшей истории России уже были попытки пересадить чиновников на отечественные автомобили, однако заканчивалось это ничем.
Вместе с тем, по мнению опрошенных РАПСИ экспертов, новая попытка может оказаться успешной.
Во-первых, сегодня в условиях беспрецедентных санкций со стороны Запада получать зарубежные машины для госнужд все сложнее и дороже, а различные лазейки для обхода ограничений по закупкам убираются законодательно. Во-вторых, у российского автопрома сохраняется большой потенциал и появились новые возможности, связанные с поворотом России на Восток. К тому же президент поставил конкретную задачу, а правительство и законодатели полностью поддержали идею.
О том, не приведет ли резкое сокращение закупок иномарок к транспортному коллапсу в госсекторе, есть ли необходимые мощности для собственного производства, необходимы ли изменения в законодательной сфере для помощи автопроизводителям, РАПСИ рассказали эксперты отрасли.
Убрать лазейки
Как указывают разработчики законопроекта, текущее правовое регулирование госзакупок отечественных легковых автомобилей уже ограничивает прямые закупки иностранных транспортных средств и обязывает государственных заказчиков покупать только отечественные автомобили.
Однако под "отечественными" автомобилями понимается машина любого бренда и производителя, собранная в России. Более того, продолжается практика аренды или лизинга иностранных автомобилей на государственных закупках.
Предлагается, что закупка, аренда и лизинг легковых автомобилей смогут осуществляться только у производителей, доля иностранного участия в уставном капитале (или доля голосующих акций) будет меньше 50%.
Также законопроектом предлагается обязать правительство ежегодно повышать показатели локализации производства легковых автомобилей для их допуска к госзакупкам. Таким образом, по замыслу разработчиков инициативы, отечественные компании, которые производят легковые автомобили, будут ежегодно увеличивать долю российских комплектующих в производстве отечественных легковых автомобилей.
Потенциал инициативы
Президент России Владимир Путин 3 августа на встрече с руководителями предприятий обрабатывающей промышленности заявил, что государственные закупки автомобилей иностранного производства для чиновников не должны продолжаться, а государственные служащие должны ездить на машинах российского производства. В своем выступлении на пленарном заседании на VIII Восточном экономическом форуме, который проходил 10-13 сентября во Владивостоке, Путин еще раз напомнил о необходимости перехода чиновников на отечественные машины и о намерении властей поднимать локализацию автомобилей.
Исполнительная и законодательные власти поддержали инициативу президента.
Правительство и управление делами президента РФ уже выстроили цепочку перехода чиновников на отечественные автомобили. А спикер Госдумы Вячеслав Володин заявил, что руководители фракций ГД договорились, что депутаты будут использовать автомобили "Москвич", "Лада", "Аурус", а позже и "Волгу".
Минпромторг России заверил, что мощностей российских предприятий хватит, чтобы удовлетворить потребность чиновников в автомобилях, а на какие именно авто пересаживать, решит специальный конкурс. Завод "Москвич", в свою очередь, заявил, что вполне может обеспечить спрос на легковые автомобили массового сегмента, если со стороны госсектора поступят соответствующие заказы. В начале сентября мэр столицы Сергей Собянин и глава "КамАЗа" Сергей Когогин дали старт конвейерной сборке седана С-класса "Москвич 6", который является лицензионной копией китайского лифтбэка JAC Sehol A5. На настоящий момент завод "Москвич" уже выпустил 26 тысяч машин "Москвич 3" и "Москвич 3е".
В то же время в "АвтоВАЗе" сообщили, что планируют к сентябрю следующего года начать производство новой модели - седана бизнес-класса Lada Aura, созданного на базе Lada Vesta.
В июне же этого года вице-премьер - глава Минпромторга РФ Денис Мантуров сообщал журналистам, что "Горьковский автомобильный завод" (ГАЗ) может в следующем году при поддержке нового технологического партнера начать производство автомобилей под брендом "Волга".
На индустриальной площадке в ОЭЗ "Алабуга" в Татарстане продолжается производство первого российского брэнда – автомобиля класса "люкс" Aurus. Правда из-за ограниченного объема выпуска у него пока достаточно высокая стоимость (порядка 30 миллионов рублей). Президент Путин на ВЭФ обратил на это внимание, отметив при этом, что, пустив автомобиль в серию, массовое производство, можно снизить его стоимость в два раза.
Возможность для российского автопрома
По мнению доцента департамента менеджмента и инноваций Финансового университета при правительстве РФ Павла Трифонова, "это обстоятельство (новый законопроект – прим. ред.) можно назвать очередной возможностью для развития отечественного автопрома или шансом для российских автопроизводителей".
По его словам, в очередной раз такая возможность должна быть подкреплена со стороны государства программой поддержки под контролем главного института по промышленному развитию - ВЭБ РФ.
"Обращаясь к настоящим реалиям денежно-кредитной политики, возникает необходимость дополнительной эмиссии в рамках новой старой экономической модели двухконтурного финансирования, в которой финансы будут выполнять роль стимулирования отечественной промышленности. И обязательства у бизнеса перед государством будут одни - развитие внутреннего рынка и уход от дефицита предложения отечественного продукта на замещение импортному", - сказал Трифонов.
Директор GR-направления компании КРОС Петр Кирьян согласен, что новые законодательные ограничения могут придать дополнительный импульс развитию российского автомобилестроения. "Да, в том смысле, что сборку нужных моделей начнут теперь налаживать в России", - сказал он, добавив, что, если госзакупки фокусируются именно на продукции российской сборки, то дополнительная финансовая поддержка не потребуется.
Менее оптимистично по поводу нового законопроекта высказался вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
"Надо посмотреть. Президент дал поручение правительству разработать новый порядок, соответственно, работы по закупкам транспортных средств. Нужно будет посмотреть, как этот порядок будет оформлен, потому что в нем могут быть заложены лазейки, которые позволят, как и сейчас, например, без особых сложностей такие машины арендовать, брать в операционный лизинг, заказывать транспортные услуги вместе с водителем и так далее. Поэтому все будет зависеть от того, как обозначат ограничения", - сказал он.
По его словам, сегодня российское автомобилестроение зависит от внешних игроков, от китайских игроков, которые будут или не будут здесь что-то локализовывать. "Пока они все не собираются это делать", - считает он.
По поводу дополнительной помощи со стороны государства Шапарин отметил, что сейчас "отрасль нуждается даже не в деньгах, отрасль нуждается в кадрах, в запчастях для того, чтобы, собственно, производить и обслуживать автомобили. А деньги есть".
Разворот на Восток
Несмотря на сокращение динамики поступления импорта в РФ на 50-55% по сравнению с прошлыми годами, емкость рынка в России продолжает оставаться впечатляющей: порядка 500 тысяч новых иностранных авто, отмечает Трифонов.
"Для полноценного маневра нужен доступ к современным технологиям и мощности, а также наличие у производителя собственной технической платформы для создания независимого от зарубежных цепей поставок продукта. На сегодня отвечающие таким требованиям производители в России отсутствуют. Однако остались предприятия, обладающие достаточным научно-технологическим и производственным потенциалом для создания конкурентоспособного продукта. Учитывая, что требования по классу (не ниже С) и наличию определенных опций высоки, то возможности предложить конкурентоспособный западным аналогам продукт у действующих в России автопроизводителей весьма ограничены. Остаётся самый вероятный и уже реализуемый сценарий - совместные партнёрские проекты с дружественными странами: Китай, Индия, Иран", - сказал он.
За последние несколько лет, по его словам, запущены совместные проекты на производственных площадках АО "Москвич", Группа ГАЗ, "Соллерс", АвтоВАЗ. Они действительно могут стать поставщиками автомобилей такого класса в гаражи государственных мужей.
По словам Кирьяна, на данный момент российские производители могут обеспечить госсектор только самым необходимым.
"Микроавтобусы, внедорожники, седаны класса B и C, спецавтомобили. То есть в целом по-минимуму есть все, что требуется. А вот в классе представительских машин и там, где комфорт важен, придется наладить объем", - сказал он.
По мнению Кирьяна, из работающих сегодня российских автокомпаний за обеспечение госсектора автомобилями могли бы побороться ГАЗ, "Соллерс", "Автотор", а также сборка китайских авто, налаженная в России - Haval, проекты JAC с российскими компаниями.
"Для скорости замещения придется идти по пути совместного производства. Это модель "Соллерса" и "Автотора", и даже АвтоВАЗа", - считает он.