Проведение пенсионной реформы – сложный период для каждой страны, но без его прохождения будущего у развитого государства в современном мире нет. Аналитики РАПСИ провели сравнительный анализ опыта пенсионной реформы России, Франции и других стран. В первом материале разбор был произведен с акцентом на актуальные французские события, эта статья дополняет его детализацией российского контекста.


Реализация пенсионной реформы в России 2018–2028 годах так же, как и во Франции, поначалу вызвала негативные отклики граждан, хотя ни о каких массовых протестов не было и речи.

Основные положения пенсионной реформы в России предполагали поэтапное повышение пенсионного возраста с 55 до 60 лет для женщин и с 60 до 65 лет для мужчин. Ключевое определение здесь – поэтапное: в этом году, спустя 5 лет после законодательного утверждения положений пенсионной реформы, сроки повышения еще не внедрены в полной мере. 

В 2024 году женщины смогут выйти на пенсию в 58 лет, мужчины – в 63 года, эти сроки не учитывают возможности более раннего выхода на пенсию для льготных категорий граждан и людей, имеющих специальные трудовые коэффициенты в силу специфики условий их труда. В прошлом 2022 году право на пенсию по старости у мужчин начинало действовать в 61,5 лет, у женщин – в 56,5 лет. 

Таким образом, переход на новые сроки наступления пенсионного возраста действительно распределился на довольно значительный временной промежуток, и гражданам, которые ожидали выхода на пенсию в ближайшие годы, не пришлось серьезным образом перестраивать свои жизненные планы. 

После окончания проведения реформ мужчины в России будут выходить на пенсию на год позже, чем французы, зато россиянки на 4 года раньше жительниц Пятой Республики. При этом размеры пенсий мужчин и женщин в России в целом схож, тогда как во Франции у женщин размер пенсионных выплат в среднем на 39,5% меньше, чем у представителей сильного пола.

Внедрение пенсионной реформы в России смягчил комплекс социальных условий и льготных дифференциаций, которые предусматривали законодательные изменения. 

Беспрецедентные льготы 

Главное преимущество российских пенсионеров перед французами – это минимальный стаж для получения пенсии. Французам для получения ожидаемого размера выплат надо отработать более 42 лет (с зарплатой не ниже минимальной). В России достаточно всего 15 лет. Впрочем, в Пятой Республике также возможна выплата при таком стаже, но это будет минимальная государственная пенсия, размер которой составит лишь около 25% от средней пенсии госслужащего. 

Во Франции поправки не предполагают применения дифференцированного подхода по отношению к льготным категориям граждан. Пенсионные льготы в Пятой Республике применяются только по отношению к очень узким категориям – например, шахтерам. Тогда как людей, которые заслуживают более щадящего отношения со стороны государства, совершенно очевидно, намного больше.

Российскую пенсионную систему в нынешнем виде отличает широкая система льгот – возможность досрочного выхода на пенсию предусмотрена для многодетных матерей (причем сроки возможного получения пенсии по старости варьируются в зависимости от числа детей, воспитанных женщиной), во Франции, чем дольше находится женщина в декрете, тем меньше у нее будет социальное обеспечение на пенсии (если декретный отпуск составил три года, им придется работать до 67 лет, чтобы претендовать на полную пенсию), и многодетные семьи (участвующие во французской государственной программе «Большая семья») хоть и имеют значительные льготы по налогообложению, но не могут претендовать на специальные условия относительно выхода на пенсию.

Также аналогичные льготы российской системой предусмотрены для представителей определенных профессий и/или регионов работы, условия труда в которых или физически тяжелы или отмечаются высоким уровнем стресса. Перечень таких профессий довольно внушителен и включает в себя несколько обширных списков – производств, профессий, видов деятельности в особо вредных условиях, работ в тяжелых условиях. Специальные условия выхода на пенсию действуют для представителей ряда военных специальностей, государственных служащих, граждан, трудившихся в условиях Крайнего Севера. 

Но, пожалуй, главное отличие российской пенсионной системы от европейских – действительно мощный комплекс льгот, которым государства наделяет пенсионеров в дополнение к денежному обеспечению. 

Пенсионные льготы могут быть федеральными, региональными, специальными – для определённых категорий граждан – но даже в самом базовом варианте служат для пожилых граждан огромным подспорьем, о котором французский или бельгийский пенсионер не может и мечтать. 

Так, например, в Москве и большинстве других субъектов пенсионеры имеют право на бесплатный проезд в городском транспорте. Часть назначенных врачом лекарственных препаратов предоставляется лицам, имеющим пенсионный статус, бесплатно. Пенсионер, имеющий соответствующие медицинские показания, получит безвозмездную путевку в санаторий – целый комплекс услуг, аналоги которых во французских здравницах будет стоить пару тысяч евро, российский пенсионер получает бесплатно, так что не удивительно, что наши граждане с таким статусом активно пользуются этими возможностями. 

Российские пенсионеры могут бесплатно посещать музеи. Для сравнения: в Лувре, например, для европейских пенсионеров действуют только скидки. В любом культурном, развлекательном заведении – будь то театр или аквапарк, даже частный – есть льготные программы для пенсионеров. 

Пенсионер в любом субъекте РФ может бесплатно, за счет бюджета, освоить новую профессию, что сделать никогда не поздно. И воспользоваться налоговыми льготами, чтобы сохранять максимум дохода. Кстати, российским пенсионерам положены и налоговые льготы на имущество, причем на несколько видов. Подобные программы существуют лишь в немногих странах мира.

Большое количество региональных льгот получают пенсионеры в крупных городах страны – и в этом плане самым развитым регионом является Москва: региональная доплата к пенсии позволяет столичным пенсионерам если не сравняться, то приблизиться по уровню финансовой свободы к европейским пенсионерам. 

Не говоря уже о широком спектре социальных программ: в рамках программы «Московское долголетие» пожилые москвичи могут постоянно находиться в развитии: изучать иностранные языки, заниматься фитнесом, танцами, живописью и другими полезными практиками совершенно бесплатно. 

Также во всей стране пенсионеры имеют право покупать продукты питания со скидкой.

Защита от возрастной дискриминации 

Еще одно важное социальное изменение, введенное российской пенсионной реформой – официальное закрепление понятия «предпенсионного возраста» и специальные условия для этой категории граждан. В законодательной базе было введено даже понятие безработных предпенсионного возраста – при соблюдении определенных условий относительно имеющегося стажа и определенного коэффициента, рассчитываемого пенсионной системой, для таких граждан также предусмотрена возможность досрочного выхода на пенсию. 

Это важнейший социальный элемент пенсионной реформы – защитные механизмы для тех категорий граждан, которые прямо или косвенно являются жертвами возрастной дискриминации при трудоустройстве. 

К сожалению, этот момент в трудовой сфере и России, и стран Европы пока актуален: людям, приближающемся к пенсионному возрасту, в среднем труднее и найти новую работу, и добиваться карьерного роста на существующей позиции. 

Так, по данным опроса «Актион кадры и HR», проведенного группой компаний «Актион» в прошлом году, возраст остается одной из главных причин дискриминации при устройстве на работу: в 54% российских компаний не трудоустраивают сотрудников старше 60 лет, при этом, как уточняется в опросе, трудовое законодательство не всегда способно защитить таких соискателей, так как в HR-среде действуют сильные неформальные институты отсева сотрудников. 

В этой связи особенно важно, что реформа все же защищает граждан предпенсионного возраста от крайних последствий дискриминации – когда устроиться на работу не представляется возможным, и содержать себя не на что, возможно начать получать пенсию раньше. 

При этом ключевой социальный фактор российской пенсионной реформы заключается даже не в большом перечне льготных условий. Главные цели этих изменений, как заявлялось властями в 2018 году, не только добиться сбалансированности и финансовой устойчивости пенсионной системы, но и повысить уровень социального обеспечения пожилых граждан. 

Что подразумевают эти две ключевые формулировки? 

Во-первых, то, что реализация пенсионной системы автоматически нивелирует вопросы о повышении подоходного налога – за счет адаптации пенсионных возрастных параметров к текущим трудовым реалиям люди трудоспособного возраста имеют возможность сохранять привычный уровень жизни за счет низкого подоходного налога, воспитывать детей в лояльных финансовых условиях и в целом – не откладывать воплощение жизненных планов и мечтаний на пенсионный возраст. Это важнейшая социальная черта: Россия таким образом выбирает путь «государства молодых», в котором человек имеет возможность реализовать масштабные жизненные планы в молодом возрасте. 

Во-вторых, что касается повышения уровня пенсионного обеспечения – для России это архиважная задача, потому что уровень пенсий по старости у нас пока находится на границе социальной приемлемости. Повышать пенсии необходимо, однако сделать это в условиях, когда число населения старше трудоспособного возраста составляет 32% населения страны (по данным Росстата на 2021 год – чуть более 24%) представляется просто невозможным. Такой нагрузки не выдержит ни одна финансовая система. Алексеем Кудриным, возглавлявшим Счетную Палату РФ в период внедрения пенсионной реформы, было заявлено, что до 2030 года уровень пенсионного обеспечения должен вырасти на треть. Это будет значительным прогрессом в этом направлении.

Принятие россиянами изменений в пенсионной системе, как уже упоминалось, проходило нелегко – летом 2018 года в российских городах были зафиксированы локальные акции протеста, кроме того, на фоне новостей о пенсионной реформе ВЦИОМ впервые за долгое время зафиксировал снижение рейтингов власти в стране – в среднем на 3%. 

Интересно наблюдать, как спустя годы трансформировалось отношение россиян к теме пенсионного обеспечения. Исследование на соответствующую тему в августе прошлого года было опубликовано ВЦИОМ. 

Пенсионное реформирование неизбежно

По данным центра, 57% работающих граждан рассчитывают на дополнительные к государственной пенсии источники дохода: таким образом, фокус отношения россиян к этой проблеме сместился на практико-ориентированный: жители нашей страны в большей степени склонны брать на себя ответственность за свое будущее, а не полностью делегировать заботу о своем пожилом периоде жизни государству, что без сомнения является положительной чертой развития общества. 

Пенсионная реформа в России стала не поводом для протестов, а еще одним фактором, направляющим граждан к более ответственному планированию своей жизни. При этом россияне прогнозируют, какие именно виды деятельности будут составлять их дополнительный доход на пенсии. Так, 50% респондентов назвали в этой связи продолжение трудовой деятельности на той работе, которая будет им по силам – 13-17 лет назад, как отмечает ВЦИОМ, такой вариант поддержания своего материального благополучия называли возможным лишь 27% опрошенных. 

Такие данные демонстрируют эффект внедрения пенсионной реформы – продления периода активной фазы социальной и деловой активности россиянина, если говорить прямо – продление молодости. 

Кстати, тенденции продления возрастных промежутков хорошо видны и в других сферах жизни страны: так, сдвигается, например, средний возраст рождения первого ребенка – по данным, озвученным министерством труда и социальной защиты в 2021 году, он составляет в среднем 28 лет. 

Необходимость внедрения пенсионной реформы подтверждают и последствия демографической ямы 1990-х годов, когда уровень рождаемости был даже ниже, чем в годы Великой Отечественной войны: в 2021 году по сравнению с 2010 уровень женщин в активном детородном возрасте (20–29 лет) снизился на 37%. 

В заключение хотелось бы привести цитаты европейских экспертов, наперебой прогнозирующих волну пенсионных кризисов в своих странах, которая способна накрыть весь Евросоюз. Но делать мы этого не будем, поскольку некоторые из опубликовавших эти цитаты СМИ являются нежелательными организациями, а главное, как показывает экспертный анализ, на Россию не распространяется зона этого социально-экономического катаклизма, поскольку у нас все необходимые реформы были проведены заранее.