В конце прошлой недели завершился саммит БРИКС: первая международная встреча крупнейших стран мира с участием России в этом году. Заседание прошло «на фоне переломных изменений, непростого периода становления справедливого многополярного миропорядка», как ранее отметил секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев.
О правовых перспективах формирования нового всемирного блока стран, способного реализовать собственные институты защиты интересов всех государств и их жителей – в аналитике РАПСИ.
Сегодня из заявления представителя иранского МИД Саида Хатибзаде стало известно, что Иран подал заявку на вступление в группу БРИКС. На днях аналогичную заявку подала Аргентина.
Предложение расширить блок за счет включения в него других развивающихся стран было озвучено в мае этого года министром иностранных дел Китая Ван И на встрече со своими коллегами по БРИКС, куда были приглашены представители Аргентины, Индонезии, Египта, Казахстана, Нигерии, Саудовской Аравии, Сенегала, Таиланда и ОАЭ. Ван И считает, что расширение БРИКС поможет повысить влияние объединения, внести вклад в поддержание мира.
Уже непосредственно на саммите председатель КНР Си Цзиньпин призвал страны БРИКС как можно быстрее впустить "новую кровь" в объединение. "Мы должны ускорить этот процесс, чтобы наши единомышленники как можно скорее присоединились к семье БРИКС", — добавил он.
Важно заметить, что это формальное расширение очередной региональной организации. Сегодня в новых геополитических условиях БРИКС претендует на консолидацию в своих рамках всех стран, недовольных доминированием США с Европой и навязыванием остальному миру западных требований. Фактически БРИКС берет на себя роль полноценной реализации политики деколонизации, в т. ч. в экономической и правовой сферах. Многие эксперты считают, что в перспективе БРИКС по своему влиянию может даже стать заменой ООН.
Основанием для такого прогноза служат объективные факты: в пяти странах БРИКС проживает около 43% населения Земли, формируется в совокупном порядке 25% мирового ВВП, 20% торговли, примерно четверть прямых инвестиций, а суммарные международные резервы государств БРИКС составляют порядка 35% мировых. В XXI веке именно эти страны демонстрировали наиболее впечатляющую динамику развития, выступая в роли локомотива для своих регионов: Азии, Африки, Латинской Америки.
На прошлой неделе участники саммита БРИКС приняли итоговую декларацию, в которой зафиксировали намерение создавать условия для справедливой конкуренции в международном торгово-экономическом сотрудничестве, способствовать участию развивающихся стран в мировых процессах, поддерживать реализацию повестки в области устойчивого развития в экономике и других сферах.
"Только на основе честной и взаимовыгодной кооперации можно искать выходы из той кризисной ситуации, которая сложилась в мировой экономике из-за непродуманных, эгоистичных действий отдельных государств, которые, используя финансовые механизмы, по сути, перекладывают на весь мир собственные ошибки в макроэкономической политике", — резюмировал Путин на саммите новую стратегию мира, свободного от диктата Запада.
Политическая и экономическая альтернатива
БРИКС выступает за переформатирование мировой финансовой системы в сторону более демократичного и справедливого порядка, против санкций за свободную торговлю. «В Азии, Африке, Латинской Америке появляются новые центры силы, они стремятся играть все более заметную роль в формировании глобальной повестки и обоснованно требуют уважения собственного выбора пути развития», - отмечал в начале июня Патрушев.
Запрос на то, чтобы самостоятельно формулировать свои потребности и способы их удовлетворения, в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки зрел с момента окончания холодной войны. На протяжении последних 30 лет эти государства в равной степени стремились к экономическому процветанию и активному участию в международных делах. Однако объективный рост влияния на мировом рынке не получал должного признания в политическом поле. Запад постоянно ограничивал развивающиеся страны Африки и Латинской Америки в принятии международных решений, даже самым непосредственным образом затрагивающих их интересы.
Элизабет Казенс, президент Фонда ООН, описывала настроение "растущего нетерпения и даже гнева" у развивающихся в связи с тем, что страны Запада не выполняли своих обещаний, в т. ч. касательно борьбы с изменением климата.
Недовольство западной повесткой нарастало по всему миру еще до пандемии. В частности, эксперты отмечают беспрецедентный в XXI веке «розовый прилив» в Южной Америке: победы левых в Аргентине, Мексике и Боливии с 2018 по 2020 год, в Перу, Чили и Гондурасе в прошлом году, в Колумбии – в этом.
Первым проявлением этого поворота от Запада стал фактический бойкот Саммита Америк в Лос-Анджелесе, на который делала большую ставку администрация президента США. Он прошел без участия лидеров семи государств, представляющих большую часть региона. Даже The Times признает, что для Латинской Америки сегодня Соединенные Штаты перестали быть убедительной моделью будущего, а превратились во всего лишь неинтересного соседа: «У молодых лидеров возникает ощущение, что ошибочная китайская модель — вполне благовидный путь к прогрессу, а североамериканский гринго потерял всякую актуальность».
Все страны БРИКС и регионы, которые они представляют, испытали сильнейшее разочарование в политике Запада и отношения «первого мира» к ним в последние годы с катарсисом весной-2022, когда западные санкции стали угрозой для всемирного экономического кризиса вплоть до массового голода. Как отмечает Уолтер Рассел Мид из Гудзоновского института: "Запад никогда не был столь сплочен. Но редко когда был столь же одинок".
Поэтому нет ничего удивительного в том, что 17 африканских стран отказались осуждать российские действия на Украине во время голосования по резолюции ООН. Южная Африка и другие страны региона тогда высказали недовольство жестким давлением США и менять позицию отказались. Африканские эксперты считают: «Многие в Африке и на Глобальном Юге не считают либеральный миропорядок по-настоящему либеральным, да и никогда не считали. Да и всемирным, если на то пошло, тоже. Строго говоря, есть сомнения и насчет порядка, поскольку их собственные страны превратились в сферы влияния и арены для геостратегического соперничества».
Важным стимулом для того, чтобы сделать ставку на развитие БРИКС для его нынешних членов стало отсутствие реального интереса и уважительного отношения к ним со стороны ведущих стран. В частности, много лет шли обсуждения по расширению «Большой семерки» для интеграции Индии в глобальные органы принятия решений. Во время председательства Великобритании в 2020 году премьер-министр Борис Джонсон активно лоббировал тему модели D-10 (десять ведущих демократий), куда планировалось включить Индию. Однако это все красивые слова не получили никаких реальных последствий.
Про позицию Китая в отношении перспектив БРИКС и развития отношений с Россией читайте в нашей следующей статье.
Правовая альтернатива
Если экономические перспективы блока не вызывают опасений (объемы торговли внутри блока этой весной выросли в 2–3 раза), то тема готовности ее членов обеспечить независимые от западных институтов правовые гарантии пока еще недостаточно освещена.
Хотя все перспективы для развития этой линии имеются. Так, большое значение в ближайшие годы может играть существование Азиатской декларации прав человека (подписана 18 ноября 2012 года лидерами стран Ассоциации государств Юго-Восточной Азии – АСЕАН). Наряду с ней, в Азии и Африке также представлены Арабская хартия прав человека и Каирская декларация о правах человека в исламе.
Начинается азиатская декларация со слов "Все люди рождены свободными и равными в своем достоинстве и правах"; в ней утверждается, что все граждане имеют право на равную защиту со стороны закона и что уязвимые группы (женщины, меньшинства, инвалиды и мигранты) имеют "неотчуждаемые" права и свободы.
Наиболее интересной особенностью документа АСЕАН является акцент на том, что права человека должны "рассматриваться в региональном и национальном контексте", а также соотноситься с исполнением ими "соответствующих обязанностей ". Это два важнейших тезиса, которые фактически сводят на нет шансы на достижение компромисса с ООН и полноценную интеграцию Азии в западную правовую систему.
Первый тезис противоречит утверждению ООН об «универсальности» основных прав и свобод человека. В 1993 году Всемирная конференция по правам человека провозгласила «бесспорный характер» того, что права и свободы являются общими для всех членов международного сообщества. Поэтому абсолютное большинство государств-участников Венской конференции не поддержало сторонников «азиатской» концепции.
В этом контексте формулировка в новой Азиатской декларации прав человека выглядит как прямая заявка на выход из западной правовой системы и первый шаг к созданию альтернативных институтов защиты прав граждан, проживающих в обществах с более традиционным укладом жизни.
Эту версию подтверждает и второй из вышеуказанных отличительных тезисов азиатской декларации, который отсылает к классической заповеди как конфуцианского учения, так и законов шариата: в частности, главной концепцией мусульманского права является идея не столько прав человека, сколько возложенных на него Аллахом обязанностей.
В этой связи важно заметить, что особо критически к концепции универсальности прав человека отнеслись представители ряда мусульманских стран, а также Китая. Они заявили о незападной концепции прав человека.
Ее суть можно свести к трем основным пунктам:
- основное внимание должно уделяться региональной специфике государств при трактовке прав человека;
- социально-экономические права должны быть приоритетны перед гражданскими и политическими, а коллективные – перед индивидуальными;
- определение статуса личности – исключительно внутренняя компетенция государства, а принцип невмешательства во внутренние дела государства является определяющим.
Многолетние попытки найти компромисс между Западом и Востоком к реальным результатам так и не привели. Поэтому в начале XXI века зародилась идея "перекрестного консенсуса прав". Сегодня она получила выражение в создании параллельных институтов (в перспективе – специализированных судов), которые будут базироваться на основополагающей единой гуманистической платформе (такой как право на жизнь, право на свободу вероисповедания...), но предлагать для представителей разных культур, традиций и уклада альтернативные площадки для защиты своих прав.
Конституции БРИКС
Чтобы убедиться в наличии единого фундамента для построения такой альтернативной Западу правовой платформы достаточно изучить специфику конституций стран БРИКС.
Китай
Основной закон Китая носит светский характер, но отличается своей идеологической составляющей. «Китайская Народная Республика является социалистическим государством народно-демократической диктатуры, под руководством рабочего класса, базирующимся на союзе рабочих и крестьян», - гласит первая статья Конституции.
Основной закон предусматривает ряд прав и свобод, которые можно отнести к базовым. Принцип свободы личности в Китае предполагает защиту от незаконного задержания, проникновения в жилище и вскрытия переписки. Также гарантируется право на свободу вероисповедания, критику государственных органов и официальных лиц, защиту от дискриминации, получение социальной помощи.
Свобода совести включает в себя оговорку о недопустимости управления религиозными организациями из-за границы. Также в числе обязанностей государства закреплена защита прав этнических китайцев и граждан страны за рубежом.
Обращают на себя внимания ряд закрепленных Конституцией обязанностей, в числе которых обязанность трудиться и соблюдать трудовую дисциплину, заботиться о родителях, практиковать планирование семьи. Конституция предписывает поощрять отличившихся работников и поддерживать социалистическое соревнование.
Индия
Для основного закона Индии запрет дискриминации имеет особое значение в связи с фактическим объявлением об отказе от разделения общества на касты, которые признаны критерием дискриминации. Уточняется, что пол, каста, религия и место рождения не могут служить основанием для запрета или введения особых условий в отношении доступа в магазины, рестораны, гостиницы и места общественного увеселения, а также пользования колодцами, водоемами, купальнями, дорогами и местами общественного отдыха, содержащимися полностью или частично за счет государственных средств или открытыми для общественного пользования. Статья 17 Конституции упраздняет «неприкасаемость» (запрет на контакты с низшей кастой с целью избежать осквернения), дискриминация по мотивам «неприкасаемости» является уголовно наказуемым деянием.
С точки зрения социальных гарантий, можно сказать, что Конституция Индии предусматривает построение социального государства. Закреплена цель обеспечить социальный порядок, способствующий благосостоянию народа и подразумевающий ряд гарантий, меры поддержки и обеспечения граждан. В момент принятия Конституции для страны была актуальна проблема нормального питания граждан, что также нашло отражение в законе.
Бразилия
Конституция Бразилии содержит достаточно подробные положения, касающиеся уголовно-правового аспекта защиты прав граждан.
Во-первых, запрещается не только смертная казнь (за исключением военного положения), но и пожизненное заключение. Во-вторых, конституция прямо указывает на недопустимость содержания лица под стражей, если закон позволяет временное освобождение с поручительством или без поручительства. Женщинам гарантируются условия заключения, позволяющие осуществлять грудное вскармливание ребенка. В-третьих, государство обязывается компенсировать ущерб, причиненный в результате судебной ошибки и вынесения неправосудного решения.
Основной закон страны не только наделяет граждан избирательным правом, но и закрепляет голосование в качестве обязанности, от которой освобождены лишь неграмотные, а также лица младше 18 лет и старше 70 лет.
Экономическая составляющая Конституции очень подробна. Работающим бразильцам гарантируется право помимо зарплаты участвовать в результатах прибыли или деятельности предприятия. Мелкая сельская собственность, эксплуатируемая в форме семейного предприятия, освобождена от долгов и финансируется государством. Ростовщичество запрещено под угрозой уголовного наказания.
ЮАР
Основной закон ЮАР во многом направлен на устранение последствий апартеида (политики расовой сегрегации, проводившейся до 1994 года).
К основному положению Билля о правах в южноафриканской Конституции следует отнести статью о равенстве. Данная статья интересна тем, что запрет на дискриминацию не является абсолютным. По конституции ЮАР, достижение равенства может сопровождаться мероприятиями в защиту лиц, пострадавших от дискриминации.
Заключительный пункт статьи 9 Билля о правах прямо указывает, что дискриминацию можно признать справедливой. Фактически, речь идет о так называемой позитивной дискриминации.