Лицо, получившее документы, необходимые для подтверждения права на льготу после выпуска товаров, вправе инициировать внесение изменений (дополнений) в сведения, ранее указанные в декларации на товар при его ввозе, а таможенный орган на основании обращения декларанта обязан разрешить вопрос о предоставлении льготы. При этом таможенное законодательство не обуславливает возможность применения льготы по НДС после выпуска товара исключительно наличием объективных причин, оправдывающих более позднее получение документов, подтверждающих право на льготу, разъясняет Верховный суд (ВС) РФ.
Суть дела
Заявителем были ввезены на территорию Российской Федерации различные комплектующие для производства медицинских изделий – слуховых аппаратов. При ввозе товаров АО «Исток-Аудио Интернэшнл» уплачен налог на добавленную стоимость с применением ставок в размере 18 и 20% от таможенной стоимости в общем размере более 43 миллионов рублей.
В дальнейшем общество обратилось в Минпромторг с заявлением об оформлении документа, подтверждающего целевое назначение ввезенных товаров. В ответ на обращение из министерства было получено письмо, в котором содержалась информация о том, что ввезенный товар относится к жизненно необходимой медицинской технике, не имеет аналогов, производимых на территории РФ, и, соответственно, не подлежит обложению НДС.
Заявитель обратился в таможенный орган с заявлением о внесении изменений в декларации на товары с целью применения льготы в виде освобождения от уплаты НДС, приложив регистрационные удостоверения, декларации соответствия, технические условия, контракты, а также документы, полученные в Минпромторге.
Однако таможня отказалась внести соответствующие изменения. Арбитражный суд Московской области, а также апелляционный суд и суд округа согласились с решением таможенного органа.
Суды указали, что письмо Минпромторга получено обществом уже после ввоза спорных товаров на территорию России и их таможенного оформления. Таким образом, суды посчитали, что поскольку на момент ввоза комплектующих документ, подтверждающий целевое назначение ввозимого товара, не был представлен и отсутствовал у декларанта, внести изменения в декларации с целью получения льготы по уплате НДС невозможно.
Освобождение от налога
В случае возникновения спора о том, имел ли место отказ налогоплательщика от использования льготы, следует исходить из того, что факт неучета налогоплательщиком налоговой льготы при составлении декларации за конкретный налоговый период сам по себе не означает его отказ от использования соответствующей налоговой льготы в этом периоде, приводит ВС положение постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса РФ».
Высшая инстанция напоминает, что в силу пункта 2 статьи 150 Налогового кодекса не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию России сырья и комплектующих изделий, которые предназначены для производства медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Указанное освобождение от НДС применяется при условии представления в таможенные органы документа, подтверждающего целевое назначение такого сырья и таких комплектующих изделий и отсутствие их аналогов, производимых в Российской Федерации, выданного соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
«Из содержания приведенных положений Налогового кодекса вытекает, что условием применения льготы по НДС при ввозе на территорию Российской Федерации сырья и комплектующих изделий для производства медицинских товаров является подтверждение в установленном порядке целевого назначения возимых товаров и отсутствие их аналогов, которые производятся в Российской Федерации. Получение упомянутого подтверждения от Минпромторга России для предоставления таможенным органом при соблюдении иных установленных законодательством условий является достаточным основанием для применения льготы», — отмечает Верховный суд.
Внесение изменений в декларацию
ВС подчеркивает, что возможность реализации права на льготу не исключается и после выпуска товаров, поскольку законодательство о налогах и сборах не содержит обратных предписаний, а первоначальное декларирование товаров без применения льготы не означает отказа от ее использования.
«Таким образом, лицо, претендующее на льготу в виде освобождения от НДС и получившее документы, необходимые для подтверждения права на льготу после выпуска товаров, вправе инициировать внесение изменений (дополнений) в сведения, ранее указанные в декларации на товар при его ввозе, а таможенный орган - по результатам таможенного контроля, проводимого после выпуска товара на основании обращения декларанта обязан разрешить вопрос о предоставлении льготы. При этом на основании документов, полученных после ввоза товара, факт обладания льготой подтверждается на момент ввоза товара», — уточняет высшая инстанция.
Верховный суд также указывает, что таможенное законодательство не обуславливает возможность применения льготы по НДС после выпуска товара наличием объективных причин, оправдывающих более позднее получение документов, подтверждающих право на льготу.
«В пункте 3 статьи 108 Таможенного кодекса, на который сослались суды, указано о необходимости наличия у декларанта на момент подачи таможенной декларации документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации. Иными словами, декларант должен подтвердить право на льготу на момент ввоза товара, если она заявлена в декларации, но не ограничен в возможности заявить о праве на льготу после выпуска товаров», — разъясняет ВС.
На основании вышеизложенного Верховный суд отменил судебные акты нижестоящих инстанций и направил дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
Никита Ширяев