Бывшая жена Павла Грудинина Ирина направила письмо в Центризбирком (ЦИК), в котором заявила, что у бизнесмена есть доля в иностранной офшорной компании. Зампред ЦИК Николай Булаев подтвердил, что Грудинин не указал эту компанию в своей декларации в качестве кандидата в депутаты Госдумы. Такое нарушение может являться основанием для отказа в регистрации кандидата или ее отмены.
В ходе президентской кампании в 2018 году ЦИК уже находил у Грудинина аналогичные нарушения, однако тогда комиссия не стала добиваться отмены его регистрации. Какие правовые последствия могут быть у проступка Грудинина в этот раз РАПСИ рассказал адвокат, к.ю.н. Александр Зорин.
Если информация, изложенная в письме Ирины Грудининой о наличии доли в офшоре у кандидата в Госдуму, окажется достоверной, у ЦИК РФ могут возникнуть определенные сложности с выявлением и доказыванием данного юридического факта. Ведь как известно, офшорные схемы из множественности юридических лиц в иностранных юрисдикциях, в том числе с номинальным владением, создают не для того, чтобы раскрыть бенефициарного владельца, а наоборот, для того, чтобы его спрятать.
Думаю, если у Павла Грудинина действительно есть доля в иностранном офшоре, то он просто самонадеянно рассчитывал, что ЦИК РФ не сможет или не успеет приоткрыть его корпоративную вуаль и тем самым создать ему препятствия на выборах. Либо спрятанное в офшоре настолько ценно, что перевешивает риски для политической карьеры и репутации данного кандидата.
Также не стоит исключать версию о наличии неразберихи в штабе КПРФ, и рассматривать это как признак спешки в организации избирательной кампании, непродуманности действий партийных функционеров, давно привыкших к постоянному второму месту в большинстве избирательных кампаний.
Но если искать в таком подходе Грудинина тайный смысл, то не следует забывать о том, что политическое пространство общества остается полигоном для реализации манипулятивных технологий субъект-объектной ориентации, и снятие с выборов известного кандидата от КПРФ по шахматной комбинации «пожертвовать пешкой ради короля» может принести голосованию за партийный список дополнительные очки.
Что касается правовых перспектив, то возможное наличие доли в иностранной офшорной компании у кандидата в депутаты Госдумы от политической партии КПРФ Павла Грудинина, о котором сегодня в ЦИК РФ сообщила его бывшая супруга Ирина, может иметь достаточно серьезные последствия в виде исключения из федерального списка кандидатов (пункт 11 части 4 статьи 50 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 22 февраля 2014 года №20-ФЗ ) или последующей аннуляции регистрации данного кандидата (пункт 6 части 11 статьи 99 ФЗ-20).
Согласно пункту 13 статьи 4 закона «О выборах депутатов…», гражданин России, выдвинутый кандидатом на выборах депутатов Госдумы, в том числе в составе федерального списка кандидатов, обязан к моменту представления в соответствующую избирательную комиссию документов осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов.
Понятие «иностранные финансовые инструменты» используется в настоящем федеральном законе в значении, определенным ФЗ от 7 мая 2013 года №79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами». И доля в иностранной офшорной компании, безусловно, попадает под данное определение.
Если такое нарушение как владение иностранным финансовым инструментом, о котором не сообщил кандидат, будет выявлено ЦИК РФ на этапе регистрации федерального списка кандидатов политической партии КПРФ, то ЦИК РФ вправе исключить такого кандидата из списка самостоятельно. Это его обязанность — то есть императив.
Однако, если федеральный список уже зарегистрирован ЦИК РФ, а подтверждение владения кандидатом иностранным финансовым инструментом получено после этого момента, то в соответствии с пункт 6 части 11 статьи 99 ФЗ-20 регистрация кандидата, включенного в зарегистрированный федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией, может быть отменена Верховным судом (ВС) РФ по заявлению Центральной избирательной комиссии России или иной политической партии, федеральный список кандидатов которой зарегистрирован. И здесь уже действует право ЦИК РФ обратиться в ВС РФ, а не обязанность, то есть дискреция.