РАПСИ проанализировало первые результаты введения специального налогового режима для самозанятых: какие плюсы и минусы принес на сегодняшний день экспериментальный налоговый режим НПД и как государство борется с тем, чтобы работодатели не подменяли трудовые отношения наймом самозанятых по гражданско-правовым договорам. 


Специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» был введен в России Федеральным законом от 27 ноября 2018 г. №422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (далее – Закон №422-ФЗ).

Основной целью нового налогового режима являлось выведение из тени всех тех, кто до последнего времени получал доход от своей деятельности, однако не декларировал его и не уплачивал в бюджет соответствующие налоги. Иными словами, речь шла о легализации доходов физических лиц и предпринимателей, и повышении эффективности налоговой политики страны.

Изначально он устанавливался только для четырех субъектов — Москвы, Московской и Калужской областей, а также Республики Татарстан. Сейчас же применяется на территории всей страны. Кроме россиян, им также могут пользоваться граждане и других государств — членов Евразийского экономического союза и Украины.

Напомним, что указанный налоговый режим является экспериментальным, что явствует из самого названия федерального закона. Проводиться эксперимент будет 10 лет, то есть до 31 декабря 2028 года включительно. Важно, что законодатель изначально позаботился о его чистоте, прямо указав, что в течение срока проведения эксперимента изменения в указанный закон в части увеличения налоговых ставок или уменьшения предельного размера доходов вноситься не могут. Это же гарантирует пользователям режима стабильность положения.

В начале текущего месяца Федеральная налоговая служба (ФНС) отчиталась, что за все время эксперимента самозанятые, число которых достигло 10 млн, зарегистрировали 3,6 трлн рублей доходов, сформировали более 1,9 млрд чеков и уплатили налоги на 141 млрд рублей. Сумма среднего чека с 2019 года выросла на 70% и теперь составляет 1 904 руб. Ежедневный прирост пользователей этого налогового режима составляет 8,5 тысячи человек. 

Этот налоговый режим популярен среди тех, кто оказывает репетиторские услуги, таксистов, работает в сфере красоты. Также самозанятые оказывают маркетинговые услуги, продают продукцию собственного производства, делятся своими знаниями.

Наиболее высокооплачиваемыми областями работы самозанятых являются ремонтные услуги, IT-сфера, реклама, сдача в аренду квартир, услуги по перевозке грузов.

Любопытно и то, что при введении режима эксперты рассчитывали, что он будет более популярен у женщин, которые на дому оказывают услуги в области красоты, пекут торты, занимаются творчеством, приносящим небольшой доход. Однако, как выяснилось, большую часть самозанятых на начало этого года составляли мужчины – их доля в общем числе составляет 58% против 42% женщин. Средний возраст самозанятого сейчас фиксируется на уровне 35 лет.

Эксперты в целом позитивно оценивают промежуточные итоги эксперимента. 141 млрд рублей налогов – это сумма, которой государство никогда бы не увидело в бюджете, если бы не НПД. Инструмент позволил эффективно обелить теневой рынок, а также придал новый импульс для вовлечения людей в предпринимательскую деятельность.

«Окно возможностей» для нелегальной занятости

Простота регистрации, удобный электронный сервис, отсутствие отчетности и прочие позитивные подкрепления от государства действительно оказывают свое влияние на выбор граждан осуществлять свою профессиональную деятельность «в белую».

Вместе с тем, далеко не всегда на самозанятость людей толкает только такая позитивная мотивация. Не секрет, что некоторые недобросовестные работодатели в стремлении оптимизировать затраты на трудовые ресурсы прибегают к подмене трудовых отношений с работниками гражданско-правовыми.

Проблема эта в целом не нова, но с введением НПД схема ухода работодателей от официального трудоустройства заработала с учетом вновь открывшихся возможностей.

Задействование самозанятого вместо принятия на работу работника согласно трудовому законодательству выгодно работодателю – уменьшается налоговая нагрузка на компанию. Самозанятые самостоятельно делают все необходимые выплаты со своих доходов, работодатель этой стороны вопросы не касается вовсе.

Если на обычного работника работодатель должен заплатить 13% НДФЛ и еще 30% взносов, то за самозанятого работодатель не платит ничего, так как последние не являются плательщиками ни НФДЛ, ни взносов в фонды. То, что при таком положении вещей граждане, оформившие самозанятость, остаются без каких-либо социальных гарантий, таких, например, как оплата больничного, выплаты в связи с беременностью и родами, недобросовестных работодателей, понятное дело, не слишком волнует.

С самозанятыми куда проще вести кадровые дела, нежели с обычными работниками. Нет никаких ограничений для того, чтобы прекратить дальнейшее взаимодействие с неугодным самозанятым, в то время как трудовое законодательство четко регламентирует процедуры увольнения работников, предполагает восстановление на работе в случае ее не соблюдения, а равно и содержит перечень лиц, увольнение которых возможно только при определённых четко установленных законом обстоятельствах (например, беременные, вдовы участников СВО и прочие категории).

Законодатель предполагал, что работодатели не упустят своей возможности сэкономить на работниках и уже в первоначальной редакции Закона №422-ФЗ предусмотрел, что доходы, полученные от оказания (выполнения) физическими лицами услуг (работ) по гражданско-правовым договорам (далее – ГПД) при условии, что заказчиками услуг (работ) выступают работодатели указанных физических лиц или лица, бывшие их работодателями менее двух лет назад, не являются объектом налогообложения НПД. Иными словами, законодатель, изначально перекрыл хитрым работодателям возможность уволить своих штатных работников и тут же нанять их в качестве самозанятых по ГПД.

Однако, возможность замещения новых рабочих мест самозанятыми никак не пресекалась и в первые несколько лет эксперимента работодатели активно агитировали соискателей на рабочие места оформлять самозанятость и работать по ГПД, вместо трудового договора.

По данным ФНС, опубликованным Forbes летом прошлого года, в 2020 году, когда налоговый режим стал действовать по всей стране, доля организаций, попадающих в «группу риска» в связи с возможным использованием незаконной схемы при трудоустройстве самозанятых, составляла 3,6%. На дату публикации же она снизилась до 0,7%. 

Вместе с тем, согласно опросу, проведенному Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», результаты которого были опубликованы в конце 2023 года, услугами самозанятых пользуется половина малого и среднего бизнеса, при этом 16,6% взаимодействовавших с самозанятыми предпринимателей столкнулись с проверками контролирующих органов. 

«В подавляющем большинстве (89,6%) это были проверки налоговой службы — и 17% таких случаев закончились штрафами, доначислением налогов, переквалификацией отношений и, как следствие, отказом предпринимателей от дальнейшего сотрудничества с самозанятыми частично или полностью», - указывается в сообщении.

Выявленная ФНС тенденция на снижение числа случаев подмены трудовых отношений гражданско-правовыми с участием самозанятых может также указывать и на то, что недобросовестные работодатели просто начали более скрупулёзно подходить к вопросу оформления таких отношений с самозанятыми, избегая явных ошибок, позволяющих налоговой выявить факт нелегальной занятости.

Противодействие недобросовестным нанимателям

Вместе с тем, нельзя не отметить, что работа государства в области противодействия подмены трудовых отношений между работодателем и работником гражданско-правовыми отношениями ведётся, и весьма активно.

Так, еще в 2022 году ФНС опубликовала на своем официальном сайте признаки подмены работодателем трудового договора договором с самозанятым, среди которых в числе прочего были названы такие критерии оценки работодателя как то, что предприятие на постоянной основе массово заключает договоры с одними и теми же самозанятыми, самозанятый оформляет чеки (получает доход) постоянно на одного и того же заказчика, причем только на него, что может говорить о полной занятости на данном рабочем месте, чеки самозанятого на этого заказчика оформляются ежемесячно или 2 раза в месяц на одинаковые или близкие суммы, похожие на получение заработной платы, в договоре сторон есть признаки контроля трудовой дисциплины, подчиненности самозанятого или подчиненности других сотрудников ему.

Кроме того, для выявления таких нарушений была разработана аналитическая система «Мобильное автоматизированное рабочее место» (МАРМ НПД), которая сопоставляет выданные самозанятыми чеки со списком лиц, в адрес которых они пробиты. Ресурс позволяет отследить частоту и сумму пробитых чеков, периодичность и продолжительность работы самозанятого с одним и тем же заказчиком, количество таких заказчиков у самозанятого, а также число сотрудников и среднюю заработную плату у заказчика.

Алгоритмы выявляют организации в «группе риска», что становится поводом начать налоговую проверку. «Анализируется более 20 параметров, которые могут свидетельствовать об использовании организациями незаконных схем оптимизации», — отмечали в ФНС.

С начала 2024 года в силу вступил новый Федеральный закон от 12 декабря 2023 г. №565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации», которым, в том числе устанавливаются организационные основы противодействия нелегальной занятости в России, под которой понимается осуществление трудовой деятельности в нарушение установленного трудовым законодательством порядка оформления трудовых отношений.

Новый закон, в том числе предусматривает создание в субъектах межведомственных комиссий по противодействию нелегальной занятости. Налоговые органы будут передавать таким комиссиям, а также в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы, сведения, в т. ч. составляющие налоговую тайну, в порядке межведомственного взаимодействия.

Перечень таких сведений был утвержден Приказом Минтруда от 2 февраля 2024 г. №40н. К ним отнесли информацию (1) о работодателях, которые начисляли как минимум 10 своим работникам зарплату ниже МРОТ при условии, что доля этих лиц в компании превышает 10% от общего числа работников; (2) о нарушениях или признаках, указывающих на нелегальную занятость; (3) об организациях и ИП, взаимодействующих более чем с 10 самозанятыми, среднемесячный доход которых превышает 20 тыс. рублей и средняя продолжительность работы которых с указанным работодателем составляет более 3 месяцев; (4) о работодателях, имеющих отклонение среднемесячного размера оплаты труда более чем на 35% от среднемесячного размера оплаты труда в соответствующем субъекте РФ; (5) об организациях и ИП, которые применяют контрольно-кассовую технику.

Со следующего года Роструд также будет вести общедоступный реестр работодателей, у которых были выявлены факты нелегальной занятости. Соответствующее постановление Правительства было подписано в феврале текущего года (Постановление правительства РФ от 21 февраля 2024 г. №194 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. №324»).

Эти меры существенно усилят контроль за взаимоотношениями между заказчиками и внештатными работниками и помогут выявить тех недобросовестных нанимателей, которым ранее удавалось скрыться от налоговой.