Новое руководство Федеральной нотариальной палаты (ФНП) указало на недопустимость навязывания российскими частнопрактикующими нотариусами дополнительных услуг – так называемых работ правового и технического характера (ПТР). Но вряд ли клиентам нотариусов удастся совершать действия по установленным тарифам.
Спор о ценах на услуги нотариусов длится уже много лет. Тарифы на почти все действия закреплены законом (Налоговым кодексом РФ и Основами законодательства о нотариате). Например, свидетельствование верности копии стоит 10 рублей за страницу, подписи на документах – 100 рублей, удостоверение доверенности – 200 рублей, завещания – 100 рублей и так далее. Но эти ставки не менялись уже почти десять лет, инфляция за которые превысила 80 процентов.
По просьбе трудящихся
Самих частнопрактикующих служителей юстиции такая ситуация, разумеется, не устраивает. Для восполнения уплывающих доходов нотариусы придумали «сказку о ПТР»: мол, все клиенты помимо самого действия просят оказать им еще и некие дополнительные услуги. В некоторых случаях это соответствует действительности – редкий посетитель нотариусов готов самостоятельно составить договор, подготовить доверенность, завещание и прочее. Далеко не все приносят в контору ксерокопию, которую просят засвидетельствовать.
Цены на допуслуги определяются региональными нотариальными палатами. Но на практике посетители сталкиваются с двумя проблемами. Во-первых, стоимость ПТР порой в разы превышает тарифы на сами действия. Так, выступая на Петербургском международном юридическом форуме, глава аппарата Высшего арбитражного суда РФ Андрей Егоров привел пример, когда при установленном тарифе в 2 тысячи рублей нотариусы берут за «технические работы» еще 14 тысяч. Во-вторых, почти всегда ПТР предоставляют дополнительные услуги, даже если они не требуются, – стоимость допуслуг включается в вывешиваемый в нотариальных конторах «прайс» и не зависит от подготовки самим посетителем каких-либо документов.
О недопустимости навязывания клиентам каких-либо платных услуг еще в марте 2011 года заявил Конституционный суд России. «Лицо, обратившееся к нотариусу, не связано необходимостью получения от нотариуса – помимо нотариальных действий – дополнительно услуг правового или технического характера. Получение этих услуг для лица, обратившегося к нотариусу, носит исключительно добровольный характер: при его несогласии с формой, структурой, размерами оплаты этих услуг и прочими условиями такие услуги не оказываются, а их навязывание нотариусом недопустимо», – констатировала высшая судебная инстанция.
Честь имеем?
В течение трех лет нотариальное сообщество де-факто игнорировало выводы Конституционного суда России. Но в августе сама ФНП распространила письмо, полностью поддерживающее позицию о незаконности навязывания ПТР. «Лицо, обратившееся к нотариусу, вправе при необходимости самостоятельно осуществлять соответствующие действия», – признал избранный весной этого года новый глава Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик.
Особое внимание он обращает на регистрацию уведомлений о залоге движимого имущества – такие действия частнопрактикующие служители юстиции выполняют с 1 июля (в первую очередь такие реестры призваны ограничить вторичный рынок автомобилей от продажи заложенных транспортных средств). Плата за ПТР в этом случае, по мнению Константина Корсика, может взиматься, только если по просьбе заявителя нотариус во время личного приема заполняет сам уведомления. Соглашаясь, что установленный за новое действие тариф явно занижен, глава ФНП указывает на недопустимость его завышения или истребование нотариусами дополнительных документов.
«Подобные факты не способствуют повышению авторитета российского нотариата», – констатирует Корсик.
Отвечая на вопросы РАПСИ, он заявил, что его письмо вообще касается исключительно регистрации залога движимого имущества, а по остальным действиям плата за ПТР должна взиматься. Хотя чем они отличаются, президент ФНП согласился объяснить только после 1 сентября.
И вновь продолжается бой
На самом деле для разрешения спора необходимо определить, какие конкретные работы входят в нотариальное действие, а какие – могут считаться ПТР. Нотариальное сообщество составить четкую инструкцию по этому вопросу не желает, возлагая решение этого вопроса на законодателей. Хотя еще в 2008 году ФНП разъяснила, что, например, в действие по свидетельствованию верности копии документа входят сверка, проставление удостоверительной надписи и регистрация действия в реестр. Техническими работами, выполняемыми по просьбе обратившегося, могут считаться изготовление копии или сшивка листов.
Все опрошенные эксперты убеждены, что клиенты частнопрактикующих служителей юстиции вправе отказаться от ПТР. «Если гражданин не хочет платить нотариусу за услуги правового и технического характера, то необходимо сделать всю техническую работу (снять копии и так далее), а также составить проект документа», – убеждена юрисконсульт ЗАО «Объединенная консалтинговая группа» Наталья Брусенцова.
Ее мнение разделяет и старший юрист корпоративной практики компании Rightmark group Мария Смирнова. Она также убеждена, что взаимоотношения нотариуса и гражданина при предоставлении технических работ и консультаций регулируются законодательством о защите прав потребителей. Эту позицию в свое время представило и антимонопольное ведомство.
В то же время выполнить технические работы даже самый юридически грамотный посетитель нотариуса может не всегда. Например, те же завещания и доверенности изготавливаются на специальных защищенных бланках, а потому напечатать сей документ может только нотариус. Наталья Брусенцова предлагает гражданам приносить составленный текст как в бумажном (для ознакомления), так и в электронном виде (для печати, в том числе на бланке). «В этом случае нотариус не сможет сослаться на необходимость набирать текст и тому подобное», – убеждена юрист.
Хотя она указывает на неоднозначную судебную практику по этому вопросу. Так, в июле 2012 года Санкт-Петербургский городской суд отклонил доводы нотариуса о невозможности удостоверения представленной доверенности без предоставления услуг технического характера – переноса текста на установленный бланк. Тогда как месяцем раньше Московский городской суд в идентичной ситуации поддержал право нотариусов взимать за такой «перенос» дополнительную плату.
Не засужу так замучаю
«По закону нежелание обратившегося получать дополнительные услуги не является основанием для отказа в совершении нотариального действия. Поэтому если гражданин выполнил всю техническую работу сам, то он может потребовать письменный обоснованный отказ, а потом обратиться в суд. Но это очень затратно по времени, по силам и по деньгам, а результат не гарантирован», – поясняет Наталья Брусенцова.
«В идеале у нотариуса должны быть размещены правила, в соответствии с которыми граждане предоставляют документы. Но пока их нет, а потому добровольно-обязательные услуги будут и далее оказываться повсеместно, – убежден Николай Вильчур, директор международной консалтинговой компании «Вильчур и партнеры». – Поэтому я сомневаюсь, что самостоятельное составление гражданами документов для совершения нотариальных действий получит широкое распространение. Даже у разных нотариусов требования к одним и тем же доверенностям различаются. Кроме того, в подготовленный текст документа (даже в электронном виде) нередко нужно внести уточнения – является ли это работой технического характера?» В качестве эксперимента журналист РАПСИ обошел несколько нотариусов в Санкт-Петербурге, настоятельно требуя совершить разные действия (засвидетельствовать копию или подпись на документе) по установленным тарифам (10 и 100 рублей соответственно). В большинстве случаев нотариусы оказались готовыми отказаться от взимания платы за ПТР – это было проще, нежели бороться с активно отстаивающим свои права гражданином и составлять письменный отказ с перспективой получить еще и судебный иск. Но некоторые частнопрактикующие служители юстиции все же идут на принцип и под любым предлогом уклоняются от совершения действия по установленным тарифам.
Для справки
По данным ФНП, в 2013 году в России было совершено 65,8 млн нотариальных действий – почти на 8 процентов меньше, чем в предыдущем. Почти в половине случаев к нотариусам обращались для свидетельства верности копий, еще четверть всего объема работ составили доверенности и свидетельствование подлинности подписи на документах. На сложные действия (удостоверение договоров и прочие) приходятся единицы процентов.
Сведения о доходах нотариусов не публикуются.
Павел Нетупский, Санкт-Петербург (специально для РАПСИ)