Тема незаконной миграции, особенно в мегаполисах, неизменно популярна не только в обществе, но и у законодателя. Представители различных политических сил постоянно выступают с инициативами по окончательному решению данного вопроса.
Очередным предложением в этом направлении стал проект федерального закона, внесенный на рассмотрение Госдумы петербургским парламентом: законопроект № 339371-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (об уточнении правового регулирования отдельных отношений, связанных с пребыванием в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства)".
Мина для застройщика
Авторы законопроекта предлагают целый комплекс мер, направленных на борьбу с потоком нелегалов в нашу страну. Причем мер порой довольно нестандартных.
Так, внимание привлекают возможные ограничения для застройщиков – наиболее частых потребителей незаконной рабочей силы. Например, в качестве общего правила для всех субъектов саморегулирования предусматривается прекращение членство в саморегулируемых организациях (СРО), если "ими или их руководителями допускается административное правонарушение в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации, а также в области привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к труду".
При этом повторное вступление такой организации в СРО допускается не ранее истечения установленного федеральным законом срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию. Кроме того, совершение того же правонарушения предусматривается в качестве дополнительного основания для прекращения действия разрешения на строительство.
Учитывая, что сейчас вся строительная деятельность завязана на СРО и соответствующих допусках к работам, санкция может оказаться более чем серьезной и способна фактически парализовать деятельность любой строительной компании. Тем более что проект не устанавливает какого-то порогового числа мигрантов, в отношении которых должно быть совершено правонарушение.
Таким образом, любой приезжий, документы которого застройщик оформит неверно, может хоть и на время, но выбросить с рынка даже лидера стройиндустрии страны. В теории, конечно же.
Штрафы и согласования
Другой предлагаемый инструмент разрешения проблемы незаконной миграции привычен: установление административной ответственности и повышение штрафов.
Так, например, предполагается расширить перечень правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена статьей 18.8 КоАП РФ ("Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в РФ либо режима пребывания (проживания) в РФ").
Теперь в число запрещенных деяний предлагается включить неисполнение обязанности по фактическому нахождению по месту пребывания, указанному при постановке на учет в миграционной службе. Цена вопроса – штраф в размере от четырех тысяч рублей. Та же ставка предусматривается заодно и для всех прочих правонарушений по этой статье, минимальная планка для которых сейчас начинается от двух тысяч рублей.
Планируется усиление ответственности за иные административные правонарушения в сфере миграционного законодательства: неисполнение своих обязанностей приглашающими иностранцев организациями (ст. 18.9 КоАП), не уведомление о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы на срок до одного месяца (ст. 18.15 КоАП, сейчас – более одного месяца), не обращение за внесением изменений в разрешение на работу в случае смены работодателя и осуществление трудовой деятельности без разрешения на работу либо патента (ст. 18.10 КоАП).
Кстати, к последнему правонарушению добавилось еще одно - осуществление трудовой деятельности вне пределов субъекта РФ, на территории которого выдано разрешение на работу либо патент, а также по профессии (специальности, виду деятельности), не указанной в разрешении на работу либо патенте.
Среди прочих предлагаемых изменений присутствуют, например, поправки в закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (ст. 6.1). Согласно им иностранный гражданин, прибывший в нашу страну в порядке, не требующем получения визы, должен представлять в УФМС для получения разрешения на временное проживание, среди прочего еще и документы о наличии (отсутствии) судимости (судимостей) в своем государстве. Причем форма такого документа должна признаваться Российской Федерацией надлежащей, что, по всей видимости, в случае принятия законопроекта наложит на МИД и миграционную службу обязательство разработать и согласовать такую форму с другими странами.
Также предлагается дополнить статью 13.1 названного закона положением, согласно которому привлечение иностранных граждан и лиц без гражданства к работам и оказанию услуг на объектах, где находятся либо будут находиться органы государственной власти (как федеральные, так и субъектов РФ), допускается только по согласованию с ФСБ и ФСО.
Выводы
Пожалуй, главная претензия в отношении содержания законопроекта касается не его самого, а имеет общий характер по отношению ко всем инициативам подобного рода. На наш взгляд, в настоящий момент действующее законодательство содержит больше чем достаточно норм, целью которых является противодействие незаконной миграции. Однако проблема стоит как никогда остро. Значит, дело не в нехватке регулирующих норм, а в чем-то ином.
И это иное, как кажется - механизм исполнения таких норм. По факту, вместо тщательного соблюдения уже имеющегося законодательства, беспристрастности надзорных органов и неотвратимости наказания за действительно совершенные нарушения господствуют избирательность подхода к виновным и подозреваемым лицам, а также привычные мздоимство и волокита.
Сергей Хаванский, эксперт РАПСИ