МОСКВА, 18 дек — РАПСИ. Государственная Дума РФ приняла в третьем (окончательном) поправки, направленные на совершенствование законодательства о третейских судах.
Изменения вносятся в закон «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» и в закон «О рекламе» (в части совершенствования порядка предоставления права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения). Документ был разработан правительством РФ и направлен на усовершенствование порядка предоставления некоммерческим организациям, при которых создаются постоянно действующие арбитражные учреждения, и иностранным арбитражным учреждениям права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения.
Глава комитета по госстротельству и законодательству Павел Крашенинников ранее, согласно сообщению госоргана, отмечал, что до сих пор было создано по новым правилам и действует всего 4 арбитражных учреждения. Поэтому в первую очередь требуется упрощение процедуры регистрации постоянно действующих арбитражных учреждений. В этих целях устанавливается исчерпывающий перечень документов, предоставляемых для регистрации арбитражного учреждения. Теперь этот вопрос не будет регулироваться на уровне приказа Министерства юстиции РФ, а переходит непосредственно в закон, - сообщил депутат. – Никаких других документов, кроме указанного в законе перечня, требоваться не будет.
Кроме того, согласно принятым поправкам, все полномочия в части принятия решения о предоставлении права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения или об отказе в предоставлении такого права возлагаются на Минюст России. При этом отдельно указывается, что организации, которым было предоставлено такое право актом правительства РФ до вступления в силу новых положений, смогут осуществлять свои функции и дальше, без необходимости получения права в Минюсте.
В отношении иностранных арбитражных учреждений устанавливается требование о наличии на территории РФ своего обособленного подразделения - для тех учреждений, которые будут рассматривать в России внутренние споры. При этом такое обособленное подразделение не потребуется, если иностранным арбитражным учреждением будут разрешаться споры между участниками специальных административных районов, правовой режим которых определен федеральным законом «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края».
Устанавливается запрет на рекламу деятельности организаций по осуществлению арбитража третейским судом, образованным для разрешения конкретного спора («ad-hoc»), если они не получили право на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения.
Предусматривается, что споры, возникающие из договоров, заключенных в соответствии с законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными категориями лиц», могут рассматриваться только в рамках арбитража, администрируемого постоянно действующим арбитражным учреждением, если местом арбитража является Российская Федерация.
Помимо этого, согласно сообщению комитета, закрепляется положение о невозможности применения антимонопольного законодательства к отношениям, связанным с выполнением функций постоянно действующего арбитражного учреждения. Это необходимо для того, чтобы исключить возможность признания таких отношений услугами, и не допустить применение к ним антимонопольного законодательства.
Положения законопроекта вступят в силу по истечении 90 дней после официального опубликования. Вместе с тем, предусмотрены переходные положения. Если ко дню вступления в силу закона правительство РФ не рассмотрело рекомендацию совета по совершенствованию третейского разбирательства об отказе в регистрации постоянно действующего арбитражного учреждения, то Минюст России возвратит заявителю документы для устранения причин, послуживших основанием для рекомендации об отказе.
Павел Крашенинников также подчеркнул, что работа над законопроектом в комитете велась почти год – с конца декабря 2017 года. С учетом поправок, предложены меры для развития института третейского разбирательства, который должен стать качественным механизмом урегулирования экономических споров, альтернативным государственным судам.