САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 18 мая — РАПСИ, Михаил Телехов. Из законопроекта, уже внесенного на обсуждение в Государственную думу (ГД) РФ, которым предполагается включить в Гражданский кодекс (ГК) РФ терминологию цифровой экономики, будет исключена глава, посвященная цифровым деньгам, заявил председатель Комитета Госдумы РФ по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников на встрече в рамках VIII Петербургского международного юридического форума (ПМЮФ).

"Мы оставим только понятие "цифровое право" или, как его еще называют, "токен". У нас есть еще альтернатива — "цифровой актив", но "право" нам как-то ближе. Исключение из законопроекта цифровых денег или иначе криптовалюты обусловлено тем, что слишком жаркие споры происходят вокруг этого термина, и каждая сторона преследует свои интересы. Мы насчитали 26 рабочих групп, которые занимаются обсуждением этого вопроса", —пояснил Крашенинников.

По его словам, законопроектом определено цифровое право, как совокупность электронных данных или цифровой код, а их оборот определен, как внесение записей в информационную систему или блокчейн.

Заместитель председателя совета Исследовательского центра частного права имени С.С. Алексеева при президенте РФ Лидия Михеева добавила, что сейчас законодатели столкнулись с тем, что не знают даже, как назвать все "это". "Но назвать надо. Потому что есть риски, что, пока мы думаем, новые виды материальных благ могут вытеснить привычные виды материальных благ. И будут возникать нерегулируемые ситуации. Один предприимчивый молодой человек взял кредитов на 18 миллионов рублей, и превратил эти деньги в цифровой актив, а потом суд думал, можно ли включить в конкурсную массу этот цифровой объект", — привела пример Михеева.

Она отметила, что правоприменители должны знать, кому принадлежит "это", как "это" переходит от одного владельца к другому, и самое главное, как потребовать и передать "это" другому лицу в принудительном порядке, как в случае с внесением криптовалюты в конкурсную массу должника. "Какой природы этот объект? Для приобретателя он имеет материальную ценность. Но если у вас деньги в банке, они есть у вас? — Нет. У вас есть только право требования. Вы можете потребовать, чтобы банк выдал вам деньги, при том благополучном условии, что банк "здоров". А если он находится в процедуре банкротства? То же самое и с цифровой сферой", — объяснила Михеева.

По словам юриста, законодатели должны четко прописать порядок создания цифрового объекта, порядок фиксации прав на него, порядок перехода прав и порядок принудительного перехода.

"Это может быть несколько слов, несколько статей в ГК, но, безусловно, ясных и четких. Пока же никто не понимает, о чем мы говорим. Да и говорим на разных языках. Уверена, что к сентябрю этого года, как планировалось, ясность не появится. Возможно, разберемся к следующему сентябрю", — обнадежила Михеева. 

Программа форума предусматривает проведение с 15 по 19 мая более 100 деловых мероприятий: дискуссий, лекций, презентаций и сателлитных мероприятий по 11 основным правовым направлениям. Среди заявленных участников форума — представители государственных органов, структур и ведомств, политики, экономисты, деятели культуры и руководители крупнейших юридических фирм России и зарубежья. Всего в этом году зарегистрировано 4200 участников из 90 стран. Организатором форума выступает Министерство юстиции при поддержке президента РФ.