Необходимость обновления законодательства для регулирования цифровых рисков, применение международного опыта с сохранением принципов правосудия, обеспечение гласности при виртуализации процессов и использование ИИ в обучении обсудили судьи и эксперты на форуме «Цифровая модернизация судебной деятельности: анализ, проблемы, стратегия» в Уфе.
Идти в ногу со временем
Советник Верховного суда РФ Алексей Солохин подчеркнул необходимость своевременного обновления законодательной базы для регулирования цифровых технологий в судопроизводстве. Он отметил, что право объективно отстает от темпов технологического развития, что требует постоянной работы по совершенствованию нормативной базы в сфере информационной безопасности.
«Право совершенно объективно отстает от темпов развития технологии. Нам нужно все время пытаться догнать развитие технологии, в том числе прорабатывая на законодательном уровне вопросы, касающиеся безопасности информационной технологии», — отметил Солохин.
Особое внимание участники форума уделили вопросу сохранения фундаментальных принципов правосудия. «Технологии не должны подменять суд, а лишь служить инструментом для повышения эффективности работы», — заявил Солохин, подчеркивая важность сохранения человеческого контроля над ключевыми процессуальными решениями.
Забота о гласности
Также представитель ВС уделил повышенное внимание основополагающим принципам судопроизводства, среди которых выделил принцип гласности и открытости правосудия. «Развитие технологий веб-конференций и виртуальных залов открывает новые возможности, но требует тщательной проработки вопроса сохранения гласности судебных процессов», — отметил Солохин.
Он пояснил, что современные системы позволяют создавать 3D-проекции участников в виртуальном пространстве, но при потенциальном внедрении таких технологий возникает сложность с обеспечением доступа публики к таким заседаниям. «Сегодня любой гражданин может прийти в зал суда и услышать процесс. При переходе на цифровые форматы мы должны гарантировать аналогичную доступность — будь то качественная трансляция или техническая возможность подключиться к виртуальному заседанию. При этом важно соблюдать баланс между открытостью процесса и защитой персональных данных», — указал советник ВС.
Адаптация международного опыта
Председатель Верховного суда Башкортостана Раиль Шайдуллин поделился опытом адаптации международных практик цифровизации. Он привел пример Китая, где масштабная модернизация судебной системы была проведена в сжатые сроки, и выразил уверенность, что российские специалисты способны реализовать аналогичные проекты за 2–3 месяца.
Председатель ВС Башкортостана акцентировал внимание на важности разумного использования зарубежных наработок: «Сегодня нет необходимости изобретать велосипед — мировое сообщество уже выработало эффективные цифровые решения для правосудия. Наша задача — грамотно адаптировать этот опыт к российским реалиям, сохранив при этом фундаментальные принципы судопроизводства».
ИИ для судей
Председатель Амурского областного суда Олег Васильев представил концепцию использования искусственного интеллекта для обучения и тестирования судей. По его словам, ИИ-технологии могут быть эффективно применены для создания персонализированных обучающих программ и объективной оценки профессиональных компетенций.
«С помощью искусственного интеллекта можно разрабатывать интерактивные обучающие программы, персонализированные курсы обучения судей и сотрудников аппарата. Сюда относится и тестирование знаний для проверки уровня профессиональной подготовки», — уточнил Васильев.
При этом Васильев подробно остановился и на других перспективных направлениях внедрения технологий в деятельность судов. Использование ИИ, по его словам, поможет в документообороте, оценке доказательств, расчете сумм ущерба и компенсаций, а также в прогнозировании исходов дел на основе анализа статистики.
Внедрение искусственного интеллекта в процесс является делом времени, считает судья Северного флотского военного суда Владимир Чвиров. Он отмечает, что принципы и работа таких технологий в качестве помощников судьям и секретарям должны быть прозрачными. «Крайне важно, чтобы принципы и алгоритмы ИИ, применяемые в процессе, были понятны всем участникам. Конечная цель — предоставить адаптивное, понятное и однозначное решение, не допускающее двойных толкований», — отметил Чвиров.
Нейросетевая позиция
При этом участники процесса активно используют нейросети для подготовки своей позиции, считает директор Северо-Западного филиала Российского государственного университета правосудия им. В.М. Лебедева Ярослав Жолобов.
«В Санкт-Петербурге провели исследование и объявили, что до 30% позиций у адвокатов составляются программами», — отметил Жолобов, подчеркнув, что судей нужно обучать работе с нейросетевыми технологиями. Кроме того, многие судьи приглашают IT-специалистов для создания программ по проверке адвокатских возражений на наличие ChatGPT или Deepseek.
Эксперт также считает, что нейросети можно использовать для анализа противоречий в показаниях свидетелей, потерпевших и подсудимых. В систему загружают аудиозаписи и письменные тексты показаний, которые были даны во время судебных заседаний или присутствуют в заключении. Алгоритм оценивает, насколько изменилась позиция человека и есть ли признаки искажения информации, добавил Жолобов.
Ключевые направления
Участники дискуссии выделили несколько ключевых направлений цифровизации: автоматизацию документооборота, анализ доказательств и расчет компенсаций. При этом подчеркивалось, что технологии должны не заменять, а поддерживать работу судей, освобождая их время для решения наиболее сложных вопросов.
Форум стал важной площадкой для обмена опытом между регионами и выработки согласованных подходов к цифровой трансформации судебной системы. Участники отметили необходимость продолжения профессионального диалога по этим вопросам на регулярной основе. В заключительной части мероприятия эксперты пришли к консенсусу относительно того, что цифровая модернизация должна проводиться с сохранением базовых принципов правосудия и при постоянном общественном контроле.
Форум был организован Верховным судом республики Башкортостан и Российским государственным университетом правосудия им. В.М. Лебедева.