САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 13 мая - РАПСИ, Михаил Телехов. Работа над сводом нормативных актов должна начинаться с кодификации правовых институтов и созданием новых редакций законов, заявил судья Верховного суда (ВС) РФ Михаил Кротов на сессии, посвященной систематизации законодательства, прошедшей в рамках XI Петербургского Международного юридического форума (ПМЮФ).

Накануне министр юстиции РФ Константин Чуйченко заявил, что в России издано 14,5 миллиона нормативных правовых актов, из которых 2% - федеральные, 14% - региональные, а 84% - муниципальные. На этой сессии эксперты обсуждали, что делать со всем этим массивом нормотворчества.

Кротов обратил внимание участников на много аспектов, касающихся систематизации нормативных актов. Он говорил о контроле над вносимыми изменениями, о превращении кодексов в законы, о несоответствии законов кодексам, о нелогичности правоприменения и об изменении подходов к законотворчеству.

"Когда гражданин судится с органами публичной власти, то его жалобу рассматривают в рамках Кодекса об административном судопроизводстве. Когда гражданин судится с хозяйствующим субъектом, его жалобу рассматривают в рамках Арбитражного процессуального кодекса. Но почему, когда прокурор предъявляет требование муниципалитету, его представление рассматривается в рамках Гражданского процессуального кодекса?" — спрашивает судья ВС.

Кротов уверен, что кодифицировать нужно правовые институты (совокупность норм права, направленных на регулирование однородных общественных отношений — прим.ред.), а не сферы деятельности. Он пояснил на примере практики Пленумов ВС РФ.

"У нас четыре процессуальных кодекса. А на пленумах мы часто говорим: "Вот в АПК есть такая хорошая норма, давайте сделаем ее общей". Но логика говорит о том, что нужно делать единый судебный кодекс, потому что суды работают по одним законам", — заявил Кротов.

Далее он привел в пример понятие "дееспособности". По его мнению, вопрос дееспособности решен в Гражданском кодексе (ГК) РФ просто и локально.

"Но вы посмотрите, какое количество нормативных актов использую этот термин, кроме ГК РФ. Недееспособный не имеет права голосовать, не имеет права работать, у него проблемы с наследством и так далее... Но вы посмотрите, это все не вытекает из гражданско-правовых последствий, которые прописаны в ГК. То есть, мы создали новый правовой институт, который не кодифицирован в ГК. Поэтому я и говорю, что кодифицировать нужно институты", — сказал судья, пояснив, что, систематизируя законодательство, придется смотреть, какой институт, как и какими сферами применяется, где нормы соответствуют природе этого института, а где от него лучше отказаться.

По его мнению, эта проблема проходит красной нитью по большинству законодательных актов. В пример он привел ситуацию с поддержкой семей без вести пропавших участников СВО.

"Почему нельзя просто предоставить семьям пропавших без вести участников СВО право на пенсию? Вместо этого ввели срок безвестного отсутствия, какие-то выплаты. Но самое главное, что это разные институты, у них природа разная. Зачем надо все смешивать? А какие последствия будут, если безвестно отсутствующий вернется? Такие вещи надо просчитывать и решать их в рамках одного института. Он должен охватывать проблему в целом и решать ее в целом", — пояснил Кротов.

По его словам, любой руководитель, директор, да и простой гражданин хочет, чтобы ему дали книгу, в которой четко написано, что он и кому должен.

"В СССР была такая — "Настольная книга хозяйственного руководителя по законодательству". А сейчас такую даже не сделать. 2% из 14,5 миллиона нормативных актов — это документы федерального уровня. То есть, это 300 тысяч нормативных актов. Ни один человек не сможет даже представить, а тем более удержать в голове такой объем. А добавить к этому бессчётные изменения, законы о законах... Нам придется решать огромную задачу, как это все систематизировать", — сказал Кротов.

Дискуссия, которая шла вокруг этой темы, стоит того, чтобы услышать мнения и аргументы все участников, которые мы не можем привести в формате новостей.

ПМЮФ проводится Министерством юстиции РФ и Фондом Росконгресс в соответствии с указом президента РФ от 15 февраля 2022 года. Официальный сайт форума: legalforum.info.