МОСКВА, 5 мая — РАПСИ. Президиум Суда по интеллектуальным правам отклонил кассационные жалобы ООО «Компания «Афиша» на решения о досрочном прекращении правовой охраны по иску ООО «Яндекс» трех товарных знака, говорится в материалах суда.
Заявитель оспорил в кассации решения первой инстанции. Тогда была досрочно прекращена охрана товарных знаков «Мобильная «Афиша», «Афиша.RU» и «Пикник «Афиши», ранее зарегистрированных на ООО «Компания «Афиша». Суд прекратил охрану знаков в отношении услуг 35-го класса МКТУ (реклама), 41-го класса (развлечения) и 42-го класса (разработка программного обеспечения) вследствие их неиспользования.
В решении по спору о знаке «Афиша.RU» суд признал ООО «Яндекс» заинтересованным в досрочном частичном прекращении правовой охраны этого знака. Также суд пришел к выводу о недоказанности ответчиком использования спорного товарного знака в трехлетний период доказывания в отношении заявленных услуг МКТУ.
Компания «Яндекс» в январе 2021 года направила в суд пять исков о признании недействительными решений Роспатента, касающихся регистрации товарных знаков на компанию «Афиша». В заявлениях истца идет речь о знаках «Афиша», «Афиша.RU», «Мобильная «Афиша», «Афиша Рестораны» и комбинированного знака «Афиша Рестораны».
Ранее Суд по интеллектуальным правам приостановил производство по искам «Яндекса» к компании «Афиша» о досрочном прекращении охраны четырех словесных товарных знаков. Заявитель оспорил регистрацию знаков «Афиша», «Афиша.RU», «Мобильная «Афиша» и «Пикник «Афиши». Истец также просил суд обязать Федеральную службу по интеллектуальной собственности внести соответствующие записи в Государственный реестр товарных знаков.
В декабре 2019 года «Яндекс» подал иск к ООО «Компания «Афиша», а 17 января 2020 года суд выделил требования по каждому знаку в отдельные производства.
Патентный спор за «Афишу»
Роспатент в апреле 2020 года удовлетворил возражение ООО «Компания «Афиша» о недействительности предоставления правовой охраны товарному знаку «Яндекс Афиша» на имя ООО «Яндекс».
В документах патентного ведомства также говорится о сходстве до степени смешения знаков «Афиша» и «Яндекс Афиша».
Заявитель сообщил, что является правообладателем серии товарных знаков «Афиша.RU», «Мобильная «Афиша», «Афиша Еда», «Афиша Рестораны», «Пикник «Афиши». При наличии блока товарных знаков, образующих серию одного и того же правообладателя, риск того, что у потребителя может возникнуть представление о принадлежности этих товаров и услуг одному производителю, крайне высок, заметил заявитель.
Оспариваемый товарный знак и противопоставленный знак (а также другие, упомянутые в возражении товарные знаки заявителя) не являются сходными до степени смешения, отметило ООО «Яндекс». Сравниваемые знаки в целом производят разное зрительное впечатление, элемент «Афиша» является «слабым» элементом и не оказывает решающего влияния при установлении сходства.
В свою очередь, правообладатель считает, что элемент «Яндекс» оспариваемого товарного знака является «сильным» элементом, при сравнении товарных знаков имеются фонетические и смысловые отличия. Также он сообщил, что на протяжении длительного времени использует обозначение «Яндекс» для индивидуализации своих многочисленных сервисов, название которых строится по одинаковому принципу «Яндекс + слово (обладающее низкой различительной способностью)».
Коллегия ведомства пришла к выводу, что сравниваемые товары и услуги классов МКТУ оспариваемого и противопоставленного знаков являются однородными. Сопоставительный анализ оспариваемого и противопоставленного знаков с точки зрения фонетического фактора сходства показал, что они характеризуются фонетическим вхождением товарного знака «Афиша» в оспариваемый товарный знак «Яндекс Афиша».
Факт включения в товарный знак «Яндекс Афиша» средства индивидуализации, принадлежащего ООО «Компания «Афиша», а также однородность товаров и услуг, в отношении которых предоставлена правовая охрана этим знакам, позволяет сделать вывод о несоответствии оспариваемого товарного знака требованиям пункта 10 статьи 1483 Гражданского кодекса (ГК) РФ, отметило патентное ведомство.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1483 ГК не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в отношении однородных товаров обозначения, элементами которых являются охраняемые в соответствии с настоящим кодексом средства индивидуализации других лиц, сходные с ними до степени смешения обозначения.
Кроме того, 14 февраля Суд по интеллектуальным правам удовлетворил иск ООО «Яндекс» о признании незаконным решения Роспатента об отмене регистрации товарного знака «Яндекс Афиша».