МОСКВА, 20 янв — РАПСИ. Суд по интеллектуальным правам отклонил иск ООО «Яндекс» к Роспатенту, касающийся законности регистрации товарного знака «Афиша Рестораны» на ООО «Компания «Афиша», говорится в материалах суда.

Истец обжаловал в суде решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент) от 14 октября 2020 года. Тогда патентное ведомство отклонило возражение «Яндекса» на предоставление правовой охраны товарному знаку «Афиша Рестораны» на ООО «Компания «Афиша».

По мнению истца, оспариваемый товарный знак не обладает различительной способностью и характеризует часть товаров и услуг, для которых он зарегистрирован. Отказ Роспатента в возражении истец обжаловал в суде.

Компания «Яндекс» в январе 2021 года направила в суд пять исков о признании недействительными решений Роспатента, касающихся регистрации товарных знаков на компанию «Афиша. В заявлениях истца идет речь о знаках «Афиша», «Афиша.RU», «Мобильная «Афиша», «Афиша Рестораны» и комбинированного знака «Афиша Рестораны».

Ранее Суд по интеллектуальным правам приостановил производство по искам «Яндекса» к компании «Афиша» о досрочном прекращении охраны четырех словесных товарных знаков. Заявитель оспорил регистрацию знаков «Афиша», «Афиша.RU», «Мобильная «Афиша» и «Пикник «Афиши». Также истец просит суд обязать Федеральную службу по интеллектуальной собственности внести соответствующие записи в Государственный реестр товарных знаков.

В декабре 2019 года «Яндекс» подал иск к ООО «Компания «Афиша», а 17 января 2020 года суд выделил требования по каждому знаку в отдельные производства.

Еще один спор за «Афишу»

Кроме того, в октябре 2020 года Суд по интеллектуальным правам подтвердил признание Роспатентом недействительным предоставление правовой охраны товарному знаку «МТС Афиша» на имя ПАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС).

Палата по патентным спорам 16 апреля 2020 года удовлетворила возражение ООО «Компания «Афиша» (входит в Rambler Group) о признании недействительным предоставления правовой охраны знаку «МТС Афиша». Признана недействительной охрана этого знака в отношении части товаров 9, 16 и части услуг 35, 38, 39, 40, 41, 42 классов Международной классификации товаров и услуг.

Компания МТС обжаловала это решение патентного ведомства в суде.

Лицо, подавшее возражение, является правообладателем словесного товарного знака «Афиша». По его мнению, знаки «МТС Афиша» и «Афиша» являются сходными до степени смешения в силу наличия у них семантического, фонетического и графического сходства.

Как считает ООО «Компания «Афиша», по своему содержанию обозначение «МТС Афиша» не обладает какой-либо фантазийностью и, по сути, состоит из двух существительных, грамматически и смыслово между собой не связанных. В этом знаке слово «МТС» воспроизводит элемент, принадлежащий правообладателю серии знаков, а слово «Афиша» является охраняемым товарным знаком лица, подавшего возражение.

«Яндекс» тоже недоволен

Роспатент в апреле 2020 года удовлетворил возражение ООО «Компания «Афиша» о недействительности предоставления правовой охраны товарному знаку «Яндекс Афиша» на имя ООО «Яндекс».

В документах патентного ведомства также говорится о сходстве до степени смешения знаков «Афиша» и «Яндекс Афиша».

Заявитель сообщил, что является правообладателем серии товарных знаков «Афиша.RU», «Мобильная «Афиша», «Афиша Еда», «Афиша Рестораны», «Пикник «Афиши». При наличии блока товарных знаков, образующих серию одного и того же правообладателя, риск того, что у потребителя может возникнуть представление о принадлежности этих товаров и услуг одному производителю, крайне высок, заметил заявитель.

Оспариваемый товарный знак и противопоставленный знак (а также другие, упомянутые в возражении товарные знаки заявителя) не являются сходными до степени смешения, отметило ООО «Яндекс». Сравниваемые знаки в целом производят разное зрительное впечатление, элемент «Афиша» является «слабым» элементом и не оказывает решающего влияния при установлении сходства.

В свою очередь, правообладатель считает, что элемент «Яндекс» оспариваемого товарного знака является «сильным» элементом, при сравнении товарных знаков имеются фонетические и смысловые отличия. Также он сообщил, что на протяжении длительного времени использует обозначение «Яндекс» для индивидуализации своих многочисленных сервисов, название которых строится по одинаковому принципу «Яндекс + слово (обладающее низкой различительной способностью)».

Коллегия ведомства пришла к выводу, что сравниваемые товары и услуги классов МКТУ оспариваемого и противопоставленного знаков являются однородными. Сопоставительный анализ оспариваемого и противопоставленного знаков с точки зрения фонетического фактора сходства показал, что они характеризуются фонетическим вхождением товарного знака «Афиша» в оспариваемый товарный знак «Яндекс Афиша».

Факт включения в товарный знак «Яндекс Афиша» средства индивидуализации, принадлежащего ООО «Компания «Афиша», а также однородность товаров и услуг, в отношении которых предоставлена правовая охрана этим знакам, позволяет сделать вывод о несоответствии оспариваемого товарного знака требованиям пункта 10 статьи 1483 Гражданского кодекса (ГК) РФ, отметило патентное ведомство.

В соответствии с пунктом 10 статьи 1483 ГК не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в отношении однородных товаров обозначения, элементами которых являются охраняемые в соответствии с настоящим кодексом средства индивидуализации других лиц, сходные с ними до степени смешения обозначения.