САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 18 апр - РАПСИ, Михаил Телехов. Отказ от удовлетворения измененных в ходе судебного заседания исковых требований потребителя может повлечь за собой назначение штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения этих требований, говорится в определении Конституционного суда (КС) РФ № 307-О/2023, которым индивидуальному предпринимателю (BG) Игорю Акатову было отказано в рассмотрении его жалобы.

Акатов пытался оспорить конституционность пункта 6 статьи 13 Федерального закона "О защите прав потребителей", согласно которому при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Измененные требования

Как следует из материалов дела, судами был частично удовлетворен иск потребителя к Акатову о безвозмездном устранении недостатков товара, о взыскании неустойки, убытков, компенсации морального вреда и штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя.

При этом, как отмечается в решении КС РФ, изначально потребитель просил суд признать законным отказ от исполнения договора купли-продажи и взыскать уплаченные по договору денежные средства (эти требования предъявлялись к заявителю в досудебном порядке), а также взыскать неустойку, убытки, компенсацию морального вреда и штраф, но в судебном заседании изменил исковые требования.

Довод Акатова о неправомерности взыскания с него соответствующего штрафа ввиду того, что измененные исковые требования к нему в досудебном порядке не предъявлялись, был отклонен судами.

Мер не предпринял

КС РФ отметил, что оспариваемая норма, устанавливающая ответственность в виде штрафа за нарушение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя, направлено на стимулирование добровольного исполнения требований потребителя со стороны изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) как профессионального участника рынка.

"С учетом того что в конкретном деле заявителя суды указали, что после принятия судом измененных исковых требований потребителя он не предпринял мер, направленных на урегулирование спора, а, напротив, просил суд отказать в удовлетворении данных требований, оспариваемое положение не может рассматриваться как нарушающее конституционные права Акатова в обозначенном в жалобе аспекте", - говорится в определении КС РФ.