САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 13 окт - РАПСИ, Михаил Телехов. Нельзя возлагать на военных пенсионеров, самостоятельно обеспечивающих себя работой, обязанность по уплате страховых взносы на обязательное пенсионное страхование без установления гарантий реализации пенсионных прав по достижении пенсионного возраста, говорится в новом постановлении Конституционного суда (КС) РФ.

Соответствующее решение было принято после рассмотрения жалобы военного пенсионера из Челябинска Константина Воробьева, который просил проверить конституционность положений подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 2.2 статьи 22, пункта 1 статьи 28 федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса РФ, части 4 статьи 7 федерального закона "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", частей 2 и 3 статьи 8 и части 18 статьи 15 ФЗ "О страховых пенсиях".

Воробьёв оспаривал конституционность вышеуказанных положений во взаимосвязи с абзацем 3 пункта 1 статьи 7 федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в соответствии с которым застрахованными лицами являются самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями), за исключением лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", а также адвокатов, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности.

"Нормы были признаны не соответствующими Конституции РФ. Постановление КС РФ основано на ранее вынесенных правовых позициях суда", - уточнили в пресс-службе.

ИП не адвокат

Как следует из материалов дела, Воробьёв, родившийся в 1970 году, с 2016 года получает пенсию за выслугу лет. В 2018 году он был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (ИП) и в связи с этим стал плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Основываясь на правовой позиции КС РФ, выраженной в Постановлении №5-П/2020, Воробьев обратился с заявлением в инспекцию Федеральной налоговой службы (ФНС) по Ленинскому району Челябинска о снятии его с учета плательщиков страховых взносов исходя из того, что уплата данных взносов в минимальном размере, ввиду тех незначительных доходов, которые он получает и планирует получать в будущем, не гарантирует ему права на соответствующее страховое обеспечение, поскольку к моменту достижения им общеустановленного пенсионного возраста (65 лет) его индивидуальный пенсионный коэффициент не сформируется до величины не менее 30, необходимой для назначения страховой пенсии по старости.

Налоговый орган в удовлетворении данных требований отказал, сославшись на то, что доводы Воробьева не являются основанием для освобождения (ИП) от обязанности уплачивать страховые взносы. Суды, где заявитель пытался обжаловать решение ФНС, указали, что Постановлением КС РФ №5-П/2020 только адвокаты из числа военных пенсионеров освобождены от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, с предоставлением им права добровольно вступать в отношения по обязательному пенсионному страхованию.

По мнению Воробьева, нормы, которые обязывают ИП из числа военных пенсионеров платить страховые взносы без гарантий получения ими страховой пенсии по старости по достижении пенсионного возраста, неконституционны, и обратился в КС РФ.

Гарантии на получение пенсию

Рассматривая жалобу Воробьева. КС РФ согласился с тем, что кроме адвокатов из числа военных пенсионеров, за всеми другими лицами, самостоятельно обеспечивающими себя работой и получающими пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, сохранился прежний правовой режим их участия в системе обязательного пенсионного страхования.

"Участие лиц из числа военных пенсионеров, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в обязательном пенсионном страховании и возложение на них обязанности уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации должно гарантировать им возможность реализации пенсионных прав, приобретенных в рамках системы обязательного пенсионного страхования, на равных условиях с иными застрахованными лицами", - подчеркивает КС РФ.

По мнению КС РФ, различия, имеющиеся между предпринимательской и адвокатской деятельностью, в том числе большее проявление в адвокатской деятельности публичных функций, не должны влиять на оценку участия адвокатов и индивидуальных предпринимателей в отношениях по обязательному пенсионному страхованию: и в том и в другом случае речь идет о самостоятельном общественно полезном труде, направленном на получение дохода, а уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование указанными лицами должна позволять им формировать пенсионные права.

Таким образом, оспариваемые нормы признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они в системе действующего правового регулирования возлагают на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, из числа пенсионеров, получающих пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности, обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование без установления гарантий реализации пенсионных прав по достижении пенсионного возраста.

Федеральному законодателю надлежит внести в действующее правовое регулирование изменения, вытекающие из настоящего Постановления.

Правоприменительные решения по делу Воробьева подлежат пересмотру.