МОСКВА, 2 фев — РАПСИ. На сегодняшнем выездном заседании Симоновского районного суда Москвы речь идет не о новом уголовном деле в отношении Алексея Навального, отмене и тем более ужесточении приговора, а только лишь об исполнении вступившего в законную силу решения по делу «Ив Роше», настаивает адвокат, д.ю.н. Александр Арутюнов.
«Это однозначно не отмена и не ужесточение приговора. Можно говорить о том, что у господина Навального были определенные привилегии, если можно так выразиться, потому что ему был назначен условный срок, который в корне отличается от реального лишения свободы. И когда человеку назначают условный срок, то ясно, что суд идет ему навстречу, то есть считает, что он может быть исправлен в условиях, не связанных с изоляцией от общества. И если осужденный к условному наказанию не выполняет требования, предусмотренные Уголовно-исполнительным кодексом, то, конечно, с соответствующим представлением в суд выходит ФСИН. И суд имеет право заменить условный срок на реальный», — отмечает эксперт.
Арутюнов подчеркивает, что в данном случае речь идет о трансформации условного срока в реальный. «При удовлетворении требований ФСИН Алексею Навальному не может быть назначено четыре или два года заключения. Это будет только 3,5 года реального лишения свободы в соответствии со вступившим в силу приговором суда — ни больше, ни меньше», — пояснил адвокат.
Напомним, Навальный был задержан 17 января в аэропорту Шереметьево после возвращения из Германии. Федеральная служба исполнения наказаний РФ поясняет, что задержание проводилось на основании вынесенного 29 декабря 2020 года постановления начальника УФСИН России по Москве, в соответствии с которым осужденный был объявлен в розыск за систематические нарушения условий испытательного срока по делу «Ив Роше» с предписанием о принятии мер к его задержанию при установлении местонахождения.
В судебном заседании стало известно о том, что Навальный 50 раз только в период с 2018 по 2019 гг. не явился на регистрацию в инспекции без уважительных причин. Кроме того, ему шесть раз было назначено наказание в виде ареста за административные правонарушения.
РАПСИ ведет онлайн с заседания >>>
По мнению адвоката Арутюнова, назначение Алексею Навальному двух условных сроков подряд — по делу «Ив Роше» и по делу «Кировлеса» — не является исключением в рамках сложившейся в России судебной практики.
«Но меня больше интересует то, что условный срок-то назначили и проявили определенную мягкость, а вот он, когда проходил процесс исполнения приговора, не являлся в инспекции и не отмечался. И это настораживает в том смысле, что каким-то образом ФСИН спустя рукава относилась к нарушениям Навальным условий испытательного срока. И должен констатировать, что когда он это почувствовал — а мне кажется, он почувствовал, что к нему относятся мягче чем к другим осужденным, — он стал этим пользоваться и начал игнорировать все требования ФСИН», — комментирует эксперт.
Адвокат также отмечает, что ФСИН неоднократно обращалась в суд и по делу «Ив Роше», и по делу «Кировлеса» с требованием либо продлить испытательный срок, либо заменить условный срок на реальный. Однако суд снова шел навстречу осужденному.
«Я считаю, что ФСИН сейчас действует строго в рамках уголовно-исполнительного законодательства. Я не думаю, что есть какая-то крайность, что ему мстят, что ему хотят заменить условное наказание на реальное, не имея на то оснований — ничего подобного. Посмотрим, как суд отнесется к этому представлению. Но если оно будет удовлетворено, то, на мой взгляд, суд просто выполнит свой долг в рамках закона. И напротив, если сейчас представление ФСИН не будет удовлетворено, то, на мой взгляд, можно будет говорить о том, что суд в очередной раз пошел навстречу господину Навальному. Но справедливость-то должна существовать», — считает Арутюнов.
Согласно статистике, условное осуждение по статье 159 УК РФ, по которой была доказана вина Алексея Навального в рамках дела «Ив Роше», получают менее 40% подсудимых. В то же время данные Судебного департамента РФ свидетельствуют о том, что в 2020 году условное осуждение по представлению ФСИН было отменено в отношении почти 11,4 тысячи осужденных, в 2019 году — в отношении более 15 тысяч.