САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 2 июл — РАПСИ, Михаил Телехов. Для применения нулевой ставки НДС должны быть соблюдены реальность экспорта, даже когда прохождение груза за пределы страны разбивается на несколько этапов — внутрироссийский и международный, говорится в новом постановлении Конституционного суда (КС) РФ, опубликованном на его официальном сайте.
Также КС указал, что право на применение нулевой ставки может быть подтверждено документально, например, предоставлением коносамента, как действующего, так и аннулированного.
Соответствующее решение было выработано после рассмотрения жалобы Gazprom Neft Trading GmbH, которым арбитражные суды отказали компании в применении нулевой ставки НДС при оплате услуг за экспорт нефтепродуктов на зафрахтованном судне. Заявитель оспаривал подпункт 12 пункта 1 и пункт 3 статьи 164, а также пункт 14 статьи 165 Налогового кодекса РФ.
Обстоятельства против
Как следует из материалов дела, компания зафрахтовала на время (тайм-чартер) судно у ООО "СКФ "Атлантик" для вывоза сырой нефти на экспорт по маршруту из Обской губы через Мурманск в Роттердам.
Условия и реализация договора подпадали под применение ставки 0% при уплате НДС. Но в ходе движения по маршруту от Обской губы судно получило повреждения, и в Мурманске груз перегрузили на другое судно другой компании, на котором нефть была успешно вывезена в пункт назначения.
Gazprom Neft Trading GmbH оплатила "СКФ "Атлантик" фрахт без НДС. Но судовладелец уплатил налог на добавленную стоимость по ставке 18% и обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с компании задолженности по тайм-чартеру, соответствующей сумме налога. Его требования были удовлетворены, и с ответчика взыскали около 220 тысяч долларов США.
Как говорится в жалобе Gazprom Neft Trading GmbH, в истолковании судами оспоренных норм было признано, что положения статьи 164 НК РФ не допускают применение ставки НДС 0% в отношении услуг по предоставлению морских судов по тайм-чартеру для экспорта товаров, если налогоплательщик оказывал услуги только на внутрероссийском этапе международной перевозки. А согласно положениям статьи 165 НК РФ, применимая ставка НДС зависит от наличия коносамента (выдается перевозчиком владельцу груза после его доставки и удостоверяет право собственности на груз), который в данном случае после перевалки груза был аннулирован судовладельцем.
Экспорт по нулевой ставке
КС в решении отметил, что в России установлены различные налоговые ставки, в том числе 0%. Когда переложение бремени уплаты НДС на конечного потребителя невозможно, государство отказывается от его взимания, что и происходит в случае экспорта. Это, как отмечает КС, поддерживает российские товары, конкуренцию и позволяет избежать двойного налогообложения в стране происхождения и в стране назначения (поскольку потребление происходит именно в стране назначения, и уже там облагается налогом).
"В тех случаях, когда экспортная операция за пределы России разбивается на несколько этапов в результате обстоятельств непреодолимой силы (и на внутрироссийском этапе облагается НДС), создаются неблагоприятные условия для продвижения российских товаров на международных рынках. Это не соответствует конституционному требованию поддержки конкуренции и вступает в противоречие с принципом равенства налогообложения, поскольку плательщики НДС, осуществляющие одинаковые по своей сути операции, не должны нести разное налоговое бремя", — говорится в материалах суда.
Как указывает КС, для применения нулевой ставки НДС должны быть соблюдены условия: реальность экспорта и документальное подтверждение права на применение нулевой ставки, в том числе предоставление коносамента (как действующего, так и аннулированного). Оспариваемые нормы признаны соответствующими Конституции РФ. Дело заявителя подлежит пересмотру.