МОСКВА, 28 июн - РАПСИ. Верховный суд РФ считает, что российские граждане имеют право оказывать сопротивление должностным лицам, в том числе сотрудникам полиции, если к ним заведомо незаконно применяется сила, следует из проекта постановления пленума суда, обсуждение которого состоялось в четверг в Москве.
В документе, посвященном законодательству о необходимой обороне, указывается, что Уголовный кодекс РФ дает гражданам право на применение активных мер защиты против любых нападающих, в том числе и должностных лиц.
"Например, допустима защита от заведомо незаконного применения силы со стороны сотрудников правоохранительных органов", - уточняется в проекте разъяснения, которое ВС РФ планирует дать российским судам.
Вместе с тем, по мнению ВС РФ, правомерные действия должностных лиц, даже если они сопряжены с причинением вреда, не образуют для гражданина так называемое состояние необходимой обороны. В документе уточняется, что речь идет о применении в уставленных законом случаях силы сотрудниками полиции при обеспечении общественного порядка.
Вместе с тем, в проекте предлагается два варианта возможности квалификации действий полицейских и военнослужащих, если те нарушают правила применения оружия и спецсредств в ходе массовых беспорядков или задержания преступника. Так, должностные лица могут быть привлечены по статье 286 УК РФ (превышение должностных полномочий), но также не исключается возможность квалификации их действий по статьям 108 или 114 УК РФ (убийство или причинение вреда здоровью при превышении самообороны).
В проекте постановления Верховный суд РФ обратил внимание коллег из нижестоящих инстанций на признаки, по которым необходимую оборону (по статье 37 УК РФ) можно отграничить от причинения вреда при задержании преступника (по статье 38 УК РФ).
Так, по мнению ВС РФ, задерживать предполагаемого преступника можно и при отсутствии непосредственной опасности того, что задерживаемый может совершить опасное посягательство. В документе отмечается, что цель задержания в данном случае - доставка нарушителя в органы власти и пресечение других преступлений.
Если же гражданин уже совершил общественно опасное посягательство, пока его задерживали, то причинение вреда его действиями будет квалифицированы по правилам необходимой обороны.
В документе отмечается, что задерживать преступника могут не только сотрудники правоохранительных органов, но и свидетели или пострадавшие. При этом производящий гражданский арест должен быть уверен в том, что задерживает именно преступника. В этом ему должны помочь свидетели, указывающие на преступника, следы преступления на одежде или жилище нарушителя.
Выступая в ходе обсуждения в Верховном суде, заместитель министра внутренних дел РФ Валерий Зубов напомнил участникам Пленума, что речь идет не только о задержаниях в ходе массовых акций, но и о действиях сотрудников правоохранительных органов в ходе контртеррористических операций на Северном Кавказе. По его данным, в минувшем году при задержании преступников погибли 324 полицейских, более 3,5 тысяч получили ранение, а с начала текущего года органы потеряли 118 сотрудников.
"Мы понимаем справедливую озабоченность сложившейся ситуацией, видим ее, принимаем меры по наведению порядка в органах", - сказал Зубов, приложив к проекту постановления свои формулировки, которые, по мнению МВД, позволят не допустить как превышений полномочий со стороны должностных лиц, так и злоупотребления правом со стороны обычных граждан. Он добавил, что в нынешней редакции постановление может привести к росту числа конфликтов на данной почве, к волне исков в суды.
"МВД РФ принимает самые жесткие меры по укреплению законности в работе полиции, особенно в части пресечения незаконного применения силы", - заверил Зубов.
Представители Минюста и Генпрокуратуры, также давшие свои заключения по проекту, настоятельно просили редкомиссию как можно более детально прописать все формулировки в вызвавшем бурное обсуждение постановлении "О применении судами законодательства по необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление".