МОСКВА, 11 мар - РАПСИ. Отсрочка наказания для жительницы Иркутска Анны Шавенковой, сбившей двух женщин на тротуаре, является гуманным решением, однако недостаточным вследствие того, что на виновницу трагедии не был наложен соответствующий нанесенному ущербу денежный штраф, считают известные российские адвокаты, ответившие в пятницу на вопросы Российского агентства правовой и судебной информации (РАПСИ/infosud.ru).

Автомобиль Toyota Corolla, за рулем которой была Шавенкова, в декабре 2009 года на большой скорости вылетел на тротуар в Иркутске и сбил сестер Юлию и Елену Пятковых. Елена впоследствии скончалась, Юлия стала инвалидом. Суд первой инстанции в августе приговорил Шавенкову к трем годам колонии-поселения с отсрочкой до 2024 года, но областной суд отменил это решение и вернул его на новое рассмотрение. В пятницу Кировский суд Иркутска приговорил Шавенкову к 2,5 годам колонии с отсрочкой до 2024 года. Таким образом, повторным приговором суд сократил наказание на полгода, оставив прежней отсрочку его отбывания.

Адвокаты сошлись во мнении о необходимости отмены наказания в виде содержания в колонии для совершивших преступления вследствие несчастного случая. Но все они выступили за наложение на "преступников по неосторожности" значительных денежных штрафов.

Адвокат Игорь Трунов убежден, что на смену заключению в колонию как мере наказания для людей, совершивших первое преступление, сделавших это по неосторожности, а не по злому умыслу, для женщин, имеющих несовершеннолетних детей, должны прийти значительные штрафы.

"Шавенкова добровольно выплатила пострадавшим 300 тысяч рублей, но это очень маленькая сумма: она не покрывает материальных трат на погребение, на лечение, на пенсии по утрате кормильца для родителей погибшей. Штрафы должны быть очень большими, чтобы длительное время висеть над преступником "дамокловым мечом" и напоминать о содеянном", - пояснил адвокат.

По мнению Трунова, исход суда над Шавенковой демонстрирует, что Россия следует мировой тенденции к либерализации системы уголовных наказаний.

"Тюрьма никого не исправляет - это питательная среда организованной преступности и рассадник криминала, поэтому либерализация - это вынужденная мера", - сказал адвокат.

Трунов считает необходимым изменение законодательства в двух пунктах. В частности, он предлагает введение обязательной нормы использования штрафов в отношении ряда преступлений и категорий преступников, а также значительное увеличение размеров денежных компенсаций. Он напомнил об установлении в России сходных санкций в отношении коррупционеров.

Аналогичную позицию занимает адвокат Владимир Энтин, полагающий разумным следовать тенденции развития общественных отношений путем упразднения заключения в колонию как меры наказания по ряду преступлений, носящих характер несчастных случаев.

"Раз уж мы перешли на товарно-денежные отношения, то и жизнь является в какой-то мере товаром. Возьмем в качестве примера авиакатастрофу: ведь родным ее жертв выплачивается компенсация, но никто не судит сборщиков, заправщиков или разработчиков самолета. Поэтому при преступлениях, ставших следствием несчастного случая, необходимо применять следующий рецепт: гуманизация системы наказаний при ужесточении гражданской ответственности", - сказал Энтин, отвечая на вопрос корреспондента РАПСИ.

Адвокат отметил, что при избрании денежного штрафа в качестве наказания не должна учитываться позиция потерпевших и их родственников, которые могут быть движимы чувством мести.

Адвокат Владимир Жеребенков не сомневается в необходимости изменения законодательства с целью исключения чрезмерных мер наказаний по целому ряду преступлений.

"В ситуациях с несчастными случаями необходимо заменять содержание в колонии на штрафы, на обязательные, полезные для общества работы", - заявил он.

Жеребенков считает недопустимым давать волю "жажде мести" потерпевших и их родственников.

"Лишение свободы по всякому поводу - это отголосок сталинских времен. Наша тюрьма калечит, тем более женщину с маленьким ребенком. Месть совершившему преступление по стечению не зависящих от него обстоятельств приведет только к новому кровопролитию", - сказал адвокат.