МОСКВА, 4 мар - РАПСИ. Принудительное лечение наркоманов при всей своей благонамеренности является уголовно наказуемым преступлением, однако может быть допустимо при получении санкции суда, сообщили в пятницу Российскому агентству правовой и судебной информации (РАПСИ/infosud.ru) известные российские юристы.

Прокуратура Пермского края обратилась в суд с иском о ликвидации благотворительного фонда "Пермь-город без наркотиков", обвинив его в насильственном лечении наркоманов. Родственники людей, употребляющих наркотики, заключали с фондом соглашения о проведении их лечения в условиях ограничения свободы и на платной основе. Прокуратура утверждает, что пациенты содержались в центре насильно и к ним применялись пытки.

Это уже не первая попытка прокуратуры пресечь деятельность центра. Весной 2010 года суд приговорил двух организаторов центра - Александра Шеромова и Дениса Пантюхина - к трем годам тюрьмы каждого. Руководитель фонда "Город без наркотиков" в Нижнем Тагиле Егор Бычков осенью 2010 года был осужден за незаконное лишение наркоманов свободы и приговорил его к трем с половиной годам лишения свободы, однако областной суд заменил ему наказание на 2,5 года лишения свободы условно.

Произвол и самоуправство

Председатель адвокатской палаты Москвы Генри Резник убежден в недопустимости принудительного лечения наркоманов, в том числе с согласия их близких. "Если человек принимает наркотики, он реализует свободу воли. Я понимаю, что это ситуация драматическая, но свобода воли человека выше", - заявил Резник.

Адвокат считает, что человеческое общество является несовершенным и принудительные меры по доведению его до "стерильного" состояния не принесут плодов. "Никто человека, у которого есть разум, не вынуждает употреблять наркотики", - сказал он.

Резник подчеркнул, что общество должно принимать меры по борьбе с наркоманией и другими "язвами общества", но они могут быть просветительскими, социокультурными, но не насильственными.

Представитель правительства РФ в высших судебных инстанциях Михаил Барщевский согласен с тем, что принудительное лечение наркоманов противоречит закону и должно преследоваться.

"Применение пыток, насильственное лечение наркоманов, даже с согласия родственников - это самоуправство, это произвол", - заявил Барщевский.

Судебная индульгенция

В то же время Барщевский допускает возможность принудительного лечения наркоманов в случае вынесения соответствующего судебного решения. По его мнению, законодательное введение процедуры принудительного лечения наркоманов по решению суда возможно без изменения Конституции.

"В теории для принудительного лечения необходимо заключение врачебной комиссии, инициатором которой могут быть родственники, необходимо решение суда, инициатором которого опять же могут быть родственники. Это будет цивилизованная страна", - заключил он.

Адвокат Сергей Жорин, известный своим участием в судебных разбирательствах звезд российского шоу-бизнеса, находит принудительное лечение наркоманов без санкции суда противозаконным, однако не противоречащим нравственности и интересам нации. Жорин считает необходимым реформирование законодательства и введение судебной практики отправления наркоманов на принудительное лечение по инициативе их родственников.

"Нужно учитывать, что наркоман - это больной человек, он не в состоянии в полной мере осознавать своей пользы", - уточнил адвокат.

В то же время Жорин считает недопустимым введение норм, позволяющих признавать наркоманов недееспособными, так как это может повлечь ущемление их имущественных прав. "Закон в данной ситуации должен изменяться в сторону логики, здравого смысла и морали. А при нашем законодательстве действия "Центра без наркотиков" являются рискованными и, скорее всего, будут признаны незаконными", - отметил защитник.

В свою очередь адвокат Генрих Падва согласен с утверждением, что принудительное лечение наркоманов без соответствующего судебного решения противозаконно. Однако он сопоставил эту ситуацию с лечением душевнобольных, которое может назначаться судебным решением.
"В основе своей соглашусь с тем, что человек имеет свободную волю и может сам выбирать свой путь, но законодательство в принципе допускает лечение по решению суда", - пояснил Падва.