Верховный суд (ВС) РФ в среду опубликовал Обзор судебной практики по делам, связанным с предоставлением и использованием публичных земельных участков для целей строительства. В рассмотренных случаях региональные органы власти выдвигали формальные основания для отказа: отсутствие регистрации детей по месту жительства, предшествующая сделка с землей до обретения статуса многодетной семьи, достижение ребенком 18 или 23  лет. Кроме того, Верховному суду пришлось напомнить об обязанности властей выделять многодетным только обеспеченные необходимой инфраструктурой участки.


Регистрация не нужна

Гражданин с тремя несовершеннолетними детьми оспорил в суде отказ в предоставлении бесплатного земельного участка для ИЖС. Уполномоченный орган сослался на отсутствие постоянной регистрации детей в регионе, где заявитель обратился за участком.

Суды первых трех инстанций поддержали отказ, ссылаясь на региональный закон, требующий проживания всех членов многодетной семьи в субъекте РФ. Однако Верховный суд РФ отменил эти решения, указав, что регистрация — лишь формальное удостоверение выбора места жительства, а не определяющий критерий. Место жительства может подтверждаться иными данными (собственность, договор найма и т. п.), а отсутствие регистрации не ограничивает права граждан.

ВС РФ заключил, что право многодетной семьи на бесплатный земельный участок зависит только от фактического проживания семьи в регионе, а не от наличия регистрации. Установленные по делу обстоятельства (проживание в квартире, обучение детей в местных школах) подтвердили постоянное проживание семьи в субъекте, где подано заявление, — поэтому отказ органа был незаконным.

Когда становятся многодетными

Уполномоченный орган отказал многодетной семье в предоставлении бесплатного земельного участка, сославшись на то, что заявитель в 2018 году продал принадлежавший ему земельный участок, что, по мнению органа, нарушало условия регионального закона. Суды первых трех инстанций отказ поддержали.

Верховный суд РФ отменил судебные акты, указав, что правовое значение имеют обстоятельства, наступившие после рождения третьего ребенка (в рассмотренном деле — в августе 2024 года). 

Согласно Указу президента РФ от 23 января 2024 года № 63 «О мерах социальной поддержки многодетных семей», статус многодетной семьи устанавливается бессрочно с момента появления третьего ребенка. Региональный закон, регулирующий предоставление участков, связывает право на льготу именно с фактом образования многодетной семьи.

ВС РФ подчеркнул, что на момент подачи заявления ни заявитель, ни другие члены семьи не имели в собственности земельных участков и не совершали их отчуждение или раздел после возникновения статуса многодетной семьи. Поэтому сделка 2018 года до появления в семье третьего ребенка не могла служить основанием для отказа. Решение уполномоченного органа признано незаконным.

Возраст 23 года

Многодетная семья оспорила в судебном порядке положение регионального закона, которое позволяло снять семью с учета и отказать в предоставлении бесплатного земельного участка, если к моменту его выделения ребенок достиг 18 лет или 23 лет при очном обучении и отсутствовала соответствующая справка из учебного заведения. Суд первой инстанции счел норму законной и отказал заявителю.

Суд апелляционной инстанции отменил это решение, указав, что, хотя субъекты РФ вправе устанавливать порядок предоставления земельных участков и основания для снятия с учета, федеральный закон (подпункт 6 статьи 39.5 Земельного кодекса РФ — «Случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно») гарантирует многодетным семьям право на улучшение жилищных условий. Это право подкреплено распоряжением Правительства РФ от 29.06.2012 № 1119‑р и Законом от 24.07.2008 № 161‑ФЗ и не может быть ограничено произвольно.

Верховный суд РФ указал, что если семья была законно поставлена на учет как многодетная и не реализовала право на участок по независящим от нее причинам, достижение ребенком 18 или 23 лет при очном обучении не может служить основанием для отказа. Такое ограничение снизило бы уровень правовых гарантий многодетных семей, поэтому оспоренная норма признана не соответствующей федеральному законодательству.

Коммуникации и дороги

Многодетная семья получила в собственность земельный участок для индивидуального жилищного строительства, но он оказался не обеспечен инженерными коммуникациями и дорогами. Семья обратилась в суд, требуя признать незаконным бездействие уполномоченного органа и обязать его создать необходимую инфраструктуру.

Суды первых трех инстанций отказали в удовлетворении требований, сославшись на то, что финансирование инфраструктуры для жилого комплекса, где находился спорный участок, запланировано на текущий год.

Верховный суд РФ отменил судебные решения, указав, что закон требует включать в перечень участков для многодетных семей только те, которые уже обеспечены инфраструктурой либо для которых предусмотрено финансирование на текущий финансовый год.

ВС РФ подчеркнул, что предоставление земельного участка — мера социальной поддержки, поэтому недопустимо возлагать на многодетные семьи расходы по созданию инфраструктуры. Обязанность по благоустройству лежит на органах публичной власти. Поскольку за два с половиной года после выделения участка инфраструктура так и не была создана, бездействие уполномоченного органа признано незаконным.

Подписаться на канал Верховного суда РФ в MAX >>>   

Подписаться на канал РАПСИ в MAX >>>