Работник, узнав о беременности после расторжения трудового договора, вправе отозвать свое заявление на увольнение, отмечает Первый кассационный суд общей юрисдикции.


Суть дела

Работник уволилась из организации по собственному желанию, однако через месяц узнала, что беременна и обратилась к работодателю с заявлением о восстановлении на работе. Однако восстановить на работе бывшую сотрудницу отказались.

Тогда женщина решила добиться справедливости через суд и подала иск к работодателю о признании незаконным приказа о прекращении трудового договора и восстановлении на работе.

Кроме того, истец потребовала взыскать заработную плату за время вынужденного прогула и компенсацию морального вреда.

Позиция судов

Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования, придя к выводу, что у истца отсутствовало волеизъявление на прекращение трудовых отношений с ответчиком, так как на момент подачи заявления об увольнении работница не знала о беременности.

Таким образом, фактически имело место прекращение трудового договора не по заявлению истца, а по инициативе работодателя с нарушением запрета, предусмотренного части 1 статьи 261 ТК РФ (гарантии беременной женщине при расторжении трудового договора), пояснил суд.

Однако суд апелляционной инстанции отменил указанное решение, отметив, что заявление об увольнении было подано истцом лично, добровольно и осознанно, а между сторонами было надлежащим образом достигнуто соглашение о дате увольнения работника.

В свою очередь, Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции оставила в силе решение суда первой инстанции.

"Заявление работника об отзыве заявления об увольнении по собственному желанию в связи с наличием у нее беременности, о которой на тот момент она не знала, является основанием для признания увольнения незаконным ввиду отсутствия на это волеизъявления работника. Иное толкование закона привело бы к ограничению объема трудовых прав работника, лишенного возможности в силу сложившихся обстоятельств отозвать свое заявление об увольнении по собственному желанию, и, как следствие, к отказу в предоставлении законных гарантий от увольнения беременной женщине", — указала кассация.