При рассмотрении дела о признании построек самовольными строениями, подлежащими сносу, суд обязан привлечь к участию в деле лиц, зарегистрированных и проживающих в спорных объектах недвижимости, поскольку принятие судебных актов по делу напрямую затрагивает их права, связанные с пользованием домами, отмечает Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Суть дела
Департамент городского имущества Москвы обратился в Щербинский районный суд с иском о признании трёхэтажных зданий, выявленных на земельных участках, предназначенных для ведения садоводства, самовольными постройки и обязании привести земельные участки в соответствие с видом их разрешенного использования путем сноса спорных зданий.
Суд пришел к выводу о том, что строительство жилых домов без получения соответствующего разрешения с нарушением целевого назначения и вида разрешенного использования земельного участка позволяет квалифицировать объект как самовольную постройку, которая подлежит сносу. Суд апелляционной инстанции оставил данное решение без изменения.
Права жильцов
Между тем Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции сочла заслуживающими внимания доводы кассационной жалобы жильцов спорных строений на предмет того, что судами разрешен вопрос об их правах и обязанностях без их привлечения к участию в деле.
«Спорные объекты недвижимости, возведенные ответчиком, не подпадают под критерии определения объекта индивидуального жилищного строительства, поскольку спорный объект предусмотрен для проживания нескольких семей, в связи с чем является многоквартирным домом. При этом ни судом первой, ни судом апелляционной инстанции вообще не устанавливался состав лиц, зарегистрированных и проживающих в домах, признанных самовольными строениями и подлежащими сносу, не ставился на обсуждение вопрос о привлечении указанных лиц к участию в деле, в то время как принятие судебных актов по делу влияет на их права, связанные с пользованием домами», — поясняет кассация.
Кассационный суд счёл данное нарушение существенным, поскольку без его устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заинтересованных лиц, и отменил оспариваемые судебные акты, направив дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.