МОСКВА, 15 апр - РАПСИ. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда (ВС) РФ в пятницу признала незаконным последнее продление ареста экс-главе ЮКОСа Михаилу Ходорковскому и бывшему руководителю МФО "Менатеп" Платону Лебедеву - с 17 августа по 17 ноября 2010 года. У защиты и родственников бизнесменов решение восторга не вызвало; адвокаты напоминают, что в течение полутора месяцев их клиенты ждали приговора по второму делу без избрания какой-либо меры пресечения вообще.
Ходорковский и Лебедев в конце декабря 2010 года получили по 14 лет колонии за хищение нефти и отмывание выручки. Во время второго процесса подсудимые отбывали наказание по первому уголовному делу, но были этапированы в СИЗО в Москве, что адвокаты сочли незаконным. Условия содержания в СИЗО значительно строже, чем в колонии общего режима.
Принятое в пятницу Верховным судом позитивное для защиты решение может быть еще обжаловано гособвинением, но адвокатов сейчас больше занимает предстоящая кассационная жалоба на сам приговор.
Верховный надзор
Защита Ходорковского и Лебедева в своем обращении в ВС РФ просила отменить постановление Хамовнического суда от 16 августа 2010 года, определение кассационной коллегии Мосгорсуда от 2 сентября 2010 года и постановление президиума Мосгорсуда от 18 февраля 2011 года. Эти просьбы коллегия ВС РФ удовлетворила. Без комментариев осталось лишь требование защитников выписать частное определение в адрес судей, которые выносили вышеуказанные постановления и определения.
Однако в пятницу в ВС была оглашена только резолютивная часть решения, мотивы которого станут известны позже.
Надзорная жалоба подавалась от адвокатов в интересах их подзащитных, но Ходорковский изъявил желание лично присутствовать при ее рассмотрении. В связи с этим были повышены меры безопасности около здания Верховного суда и внутри него. Лебедев же от личного присутствия отказался сам.
"Ситуация настолько простая и понятная, что пояснения не требуется", - процитировал в ходе процесса слова Лебедева его адвокат Константин Ривкин.
Не для себя, но для других
Ходорковский в своем выступлении пояснил коллегии, что, хотя решение по этой жалобе не окажет существенного влияния на его судьбу и судьбу Лебедева, он считает его "принципиально важным" для того, чтобы нарушить "создавшийся прецедент по неисполнению закона".
Экс-глава ЮКОСа напомнил, что в прошлом году ему "пришлось приложить неординарные усилия", чтобы привлечь внимание к данной проблеме. В мае прошлого года Ходорковский объявил голодовку, усмотрев в постановлении суда об очередном продлении ему ареста нарушение президентских поправок в Уголовно-процессуальный кодекс РФ, запрещающих заключать под стражу до приговора суда обвиняемых в совершении экономических преступлений. Впоследствии Мосгорсуд признал продление меры пресечения в виде содержания под стражей Ходорковскому законным, пояснив, что деятельность экс-главы ЮКОСа не была предпринимательской в том смысле, который вложил в это понятие законодатель.
"Правоприменители растягивают уголовный кодекс, как будто он резиновый, стирая грань между криминалом и легальным бизнесом. Что украл, что убил - никакой разницы", - сказал Ходорковский.
Он считает, что "сегодня проще торговать наркотиками - за наркотики сегодня дают меньше, чем по предпринимательским статьям".
"Не самостоятельный не предприниматель"
Прокурор Валерий Лахтин, в одиночестве представлявший гособвинение на процессе в пятницу, в своих возражениях на надзорную жалобу заявил: "Адвокаты пытаются представить действия организованной группы, большинство членов которой находится в международном розыске, как нормальную финансовую деятельность".
Прокурор считает, что доводы защиты в обоснование надзорной жалобы противоречат как содержанию материалов дела, так и выводам всех судебных инстанций. Гособвинитель не считает, что деятельность Ходорковского и Лебедева подпадает под понятие предпринимательской.
"Деятельность носила не самостоятельный характер, чего требует определение предпринимательства, данное в Гражданском кодексе РФ", - сказал Лахтин.
Согласно ГК РФ, предпринимательская деятельность - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке.
По словам Лахтина, Ходорковский ранее сам признавал, что главы дочерних предприятий ЮКОСа, благодаря которым он получал прибыль, были "номинальными директорами, а фактически все принадлежало ему (Ходорковскому)".
Что дальше
После вынесения решения судебной коллегией у обвинения есть возможность в дальнейшем обжаловать его в президиуме Верховного суда РФ. Однако, защитники сомневаются, что прокуроры пойдут на такой шаг, "поскольку ВС РФ конкретно продемонстрировал свою позицию".
Между тем, как полагают адвокаты, режим содержания их клиентов даже после вынесенного решения вряд ли изменится.
Возражая против удовлетворения ходатайства следствия о продлении ареста и затем оспаривая его, защитники Ходорковского и Лебедева подчеркивали, что не ожидают освобождения их клиентов, но хотят, чтобы те содержались в условиях такой строгости, которые им назначил суд по первому делу, тем более, если арест затем и не продлевался.
"Ситуация принципиально не изменилась, и если раньше этого не сделали, думаю, не сделают и сейчас", - сказал Ривкин.
По его словам, возможно, это будет обосновано тем, что необходимо дождаться решения кассационной инстанции, в которую уже поступили жалобы от защитников по приговору по второму делу.
"В большей степени мы думаем о кассации, чем о другом", - добавил защитник.
Позицию родных Ходорковского также нельзя назвать оптимистичной.
"Ну посидели они лишних полгода. Ну и что?! За полгода нам дают два свидания в месяц по одному часу - мы только туда ездим три часа, потом ждем три часа, а потом нам дают один час свидания. Причем через стекло по телефону", - приводит слова отца Ходорковского пресс-центр бизнесмена.
Ходорковский и Лебедев в конце декабря 2010 года получили по 14 лет колонии за хищение нефти и отмывание выручки. Защита обжаловала вердикт, тем самым отложив его вступление в силу.
Дело ЮКОСа - одно из самых громких в России за последние годы. Российские власти обвинили руководство крупнейшей на тот момент нефтяной компании страны в целом ряде экономических преступлений. Впоследствии ЮКОС обанкротился, а его активы отошли государственной "Роснефти". Многие на Западе до сих пор считают "дело ЮКОСа" политически мотивированным, однако российские власти это опровергают.