В Посольстве Франции в Москве состоялась конференция «Предупреждение домашнего насилия: опыт Совета Европы и национальная судебная практика», организованная в рамках председательства Франции в Комитете министров Совета Европы. Мероприятие было приурочено к открытию очно-дистанционного курса обучения программы HELP (Human Rights Education for Legal Professionals) Совета Европы по теме защиты от домашнего насилия.
Участники конференции обсудили стандарты Совета Европы по защите от домашнего насилия и особенности их имплементации в национальные правовые системы государств-членов международной организации.
___________________
Программа HELP направлена на обучение представителей юридических профессий, в том числе судей, прокуроров и адвокатов. Образовательная платформа содействует включению в первоначальное и дополнительное образование стандартов Европейской конвенции по правам человека (ЕКПЧ) в интерпретации Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). Платформа также направлена на распространение лучших практик и оказание консультативной помощи по разработке курсов, образовательных материалов и методологии, определению приоритетных тем в области образования. Учитывая сложность в отслеживании правоприменительной практики ЕСПЧ, которая стремительно развивается, программа HELP дает возможность представителям юридических профессий эффективным образом следить за последними изменениями в этой области, получать актуальную информацию.
Проблема домашнего насилия и пути ее решения
Открывая конференцию, Михаил Лобов, руководитель Департамента политики и сотрудничества в области прав человека Совета Европы, отметил необходимость комплексного подхода для выстраивания модели эффективного ответа на вызовы, стоящие сегодня перед каждым государством-членом Совета Европы.
«Проблема имеет глубокие социальные корни. Она не может быть искоренена лишь путем санкций. Речь идет не просто об отсутствии того или иного закона или подзаконного акта, который бы установил определенную ответственность за преступления, связанные с домашним насилием. Это было бы слишком просто. Эффективная борьба с домашним насилием является комплексной работой. Если мы возьмем бытовое насилие, то каждый из присутствующих в той или иной форме прямо или косвенно с этим сталкивался», — отметил спикер.
Лобов отметил, что системность подхода к решению проблемы заключается в том числе в своевременном и комплексном обучении юристов актуальным методам противодействия насилию в отношении женщин на основе стандартов ЕКПЧ в интерпретации ЕСПЧ.
Обучение в области прав человека для представителей юридических профессий // Совет Европы
В условиях труднодоступности качественной профессиональной юридической подготовки образовательная платформа HELP, по мнению спикера, представляет собой исключительную возможность для представителей юридического сообщества повысить квалификацию по самым различным направлениям и проблемам, с которыми они сталкиваются на практике.
Спикер подчеркнул, что организаторам HELP удалось не просто перевести содержание курсов на национальные языки, но и адаптировать их к правовым реалиям законодательства каждого государства-члена Совета Европы.
Сотрудничество России и Совета Европы
Представитель аппарата уполномоченного по правам человека в России Любовь Филипп, в свою очередь, обратила внимание на существующие институциональные практики взаимодействия между европейским и отечественным экспертным сообществом в вопросе совершенствования механизмов борьбы с домашним насилием.
«Есть универсальная истина, применимая ко всем странам, культурам, традициям — насилие в отношении женщины ни при каких обстоятельствах не может стать приемлемым, оправданным, терпимым. Следуя своим международным обязательствам, букве и духу национального законодательства, РФ достигла большого прогресса в области прав и законных интересов женщин», — подчеркнула Филипп.
Эксперт отметила успехи в реализации проекта «Национальная стратегия действий Российской Федерации в интересах женщин на 2017—2022 годы», организованного при поддержке Совета Европы и Министерства труда и социальной защиты РФ в сотрудничестве с Министерством иностранных дел РФ и Европейским союзом. Проект направлен на развитие навыков и знаний по предупреждению социального неблагополучия и насилия в отношении женщин, а также на большую вовлеченность женщин в общественно-политическую жизнь страны.
По словам спикера, несмотря на отсутствие в настоящее время специального закона и тот факт, что Россия пока не подписала Конвенцию Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием (известную также как Стамбульская конвенция), наиболее прогрессивные положения международного права так или иначе находят отражение в законопроектах, разрабатываемых аппаратом уполномоченного по правам человека РФ.
Особая роль в борьбе с систематическим характером нарушения прав женщин отводится профилактическим мерам и повышению информированности населения, что возможно только при наличии актуальных статистических данных по проблеме и эффективных механизмов защиты жертв от противоправного поведения, отметила Филипп.
Юридическое сообщество как авангард защиты
Член Совета Адвокатской палаты города Москвы, председатель Совета молодых адвокатов Дмитрий Кравченко заявил, что юридическое сообщество достаточно давно уделяет внимание смежным вопросам, в частности, занимается разработкой механизмов противодействия психологическому давлению, которое, по словам спикера, в определенной степени соотносится с проблематикой домашнего насилия.
Кравченко согласен с тем, что одним из ключевых компонентов любой правозащитной деятельности является профилактика, предупреждение противоправных действий.
Роль международных институтов в национальной правоприменительной практике
Вице-президент Адвокатской палаты Санкт–Петербурга Максим Семеняко сообщил, что на фоне ряда знаковых событий этого года (возвращение России в Парламентскую ассамблею Совета Европы (ПАСЕ), принятие стандарта профессиональной подготовки и повышения квалификации адвокатов и пилотное постановление ЕСПЧ по жалобе Валерии Володиной против РФ) конференция приобретает особое значение.
«Оно [возвращение России в ПАСЕ — прим. ред.] окончательно прекратило дискуссию о том, будет ли Россия соблюдать компетенцию ЕСПЧ», — отметил Семеняко.
Обучение в области прав человека для представителей юридических профессий // Совет Европы
Что касается дела Володиной, то Страсбургский суд в июле этого года пришел к выводу, что действующее российское законодательство не обеспечивает на должном уровне охрану интересов каждого члена семьи. По мнению Семеняко, это прецедентное дело, и это лишь часть айсберга.
Юрист ЕСПЧ Елена Барони, в свою очередь, упомянула о другом деле, рассмотренном ЕСПЧ, который обозначил стандарты по защите жертв от домашнего насилия и пути совершенствования национального правового поля. Это дело «Опуз против Турции», в рамках которого заявительница и ее мать заявили о том, что подвергались насилию со стороны мужа заявительницы. Женщины неоднократно подавали жалобы в национальные правоохранительные органы, утверждая, что их жизнь находится в опасности. В конечном счете мужчина был признан виновным в убийстве и приговорен к пожизненному лишению свободы, но на время рассмотрения его дела в апелляционной инстанции он был освобожден и продолжал, как утверждала заявительница, угрожать ей расправой.
Основные стандарты Совета Европы по предупреждению домашнего насилия и борьбе с его проявлениями
По мнению начальника отдела гендерного равенства Совета Европы Катерины Болоньезе, начиная с 70-х годов, когда проблематике домашнего насилия стали уделять внимание, наиболее значимым шагом стало появление Стамбульской конвенции.
«Конвенция — это база, это основа. Не важно, ратифицировала страна Конвенцию или нет, мы призываем всех руководствоваться заложенными в этот документ принципами», — сказала Болоньезе, добавив при этом, что у международного юридического сообщества наконец-то появилась фундаментальная основа для развития инструментов борьбы с различными формами дискриминации граждан с учетом позиции ЕСПЧ.
Продолжая тему международных правовых стандартов, эксперт напомнила о принятой Советом Европы в марте этого года Рекомендации о предупреждении и пресечении сексизма. По мнению Болоньезе, существует прямая связь между проявлением сексизма в различных формах в повседневности и насилием. «Никто не должен подвергаться дискриминации по половому признаку. Сексизм же позволяет существовать климату, в котором также позволяется и насилие», — отметила спикер.
Опираясь на статистические данные, Болоньезе согласилась с тезисом об основополагающем значении превентивных действий и последовательном информировании общества.
«Нужно информировать и обучать людей навыкам и методам предотвращения насилия. Нам нужно менять привычки, менталитет, чтобы стало возможным искоренение стереотипов, допускающих насилие. Обучение должно быть фундаментальным», — отметила эксперт.
Отдельное внимание было уделено проблеме сокрытия факта противоправного действия и появления страха у жертвы насилия на этапе отстаивания своих прав. По словам Болоньезе, в Европе, как и во всем мире, сложилась ситуация, когда потерпевшая сторона часто предпочитает умолчать о случаях дискриминации.
Среди факторов, побуждающих пострадавших скрывать случаи насилия, спикер выделила финансовую зависимость потерпевшей стороны, отсутствие эффективно функционирующей системы мониторинга, предоставления убежища, бесплатной юридической помощи, оперативного рассмотрения жалобы на проявление насилия и недоверие правоохранительных органов к подобным жалобам, нехватка квалификации у представителей судейского корпуса и юридического сообщества.
«Люди должны знать, как они могут получить помощь. В противном случае все это [меры по борьбе с насилием в отношении женщин — прим. ред.] становится бесполезным. Мы должны показать, что в наших обществах нет места безнаказанности», — подчеркнула Болоньезе.
Кроме того, она выразила обеспокоенность тем, что бремя доказывания до сих пор лежит на жертве насилия. «Необходимо прекратить задавать вопросы женщинам о том, какое у них было поведение или как они были одеты. Необходимо сконцентрироваться на том, что она подверглась насилию», — отметила Болоньезе.
Домашнее насилие во Франции и «цифровая дискриминация»
Адвокат Парижской палаты, почетный президент ассоциации «Адвокаты против насилия в отношении женщин» Май-Ким Янг-Пая, рассказала об имплементации положений Стамбульской конвенции в национальное законодательство Франции.
Французский адвокат заметила, что процесс имплементации еще продолжается и любое обсуждение дальнейшего вектора развития механизмов защиты от домашнего насилия так или иначе проходит в контексте положений Стамбульской конвенции и положений ЕКПЧ в интерпретации ЕСПЧ.
По словам Май-Ким Янг-Пая, всего за период 1980–2003 годов во Франции было принято порядка 23 законопроекта в области защиты от домашнего насилия.
Спикер также сообщила, что в настоящее время идет активная дискуссия о включении в Уголовный кодекс Франции разграничения между насильственными действиями в отношении женщин и мужчин. Гендерный аспект, по мнению адвоката, играет важную роль в наши дни, когда речь заходит об уголовном производстве.
Наряду с этим, отметила спикер, не так давно в Административный кодекс Франции была введена ответственность за психологическое воздействие и дискриминацию по половому признаку «дома, на работе, на улице», а граждане теперь проходят специальное дополнительное обучение для борьбы с этим явлением.
Практика четкого прописывания в законодательных актах всех обстоятельств и статусов участников правоотношений, по мнению спикера, способствует возникновению у жертв психологической уверенности в невозможности безнаказанного насилия, в связи с чем правоохранительные органы все чаще получают информацию о противоправных действиях.
В заключение спикер отметила, что особое внимание стоит уделить аспекту защиты жертв от «цифровой дискриминации», организовать специальные образовательные курсы повышения правовой грамотности в вопросе защиты персональных данных и конфиденциальности, поскольку это имеет огромное значение в условиях цифровизации всех сфер жизни.