Ингрид Берк, РАПСИ
Сегодня, 20 ноября, отмечается Всемирный день ребенка. В связи с этим РАПСИ решило обратить внимание на несколько своеобразные законодательные тенденции некоторых стран в области защиты прав детей. Наше исследование, в частности, затрагивает пробелы в законах, приводящих к неожиданным для авторов массовым нарушениям прав детей. Кроме того, иногда принятые законы противоречат многовековым традициям и устоям определенного общества, а жертвами этого конфликта опять же становятся дети.
Конго: юные "колдуны" без защиты от родителей
В прошлом году Демократическая Республика Конго (ДРК) столкнулась с резкой критикой со стороны Государственного департамента США в связи с неспособностью эффективно защитить детей от обвинений в колдовстве со стороны родителей и опекунов. В опубликованном ведомством докладе о соблюдении прав человека в мире говорится, что «несмотря на наличие закона, который предусматривает лишение свободы для взрослых, обвиняющих детей в колдовстве, власти не принимают мер к его исполнению». Кроме того, отмечается в документе, «хотя конституция страны запрещает отказываться от обвиненных в колдовстве детей, на деле такая практика существует».
Великобритания: лучше поздно, чем никогда
В целом Великобритания располагает обширной законодательной базой для борьбы с нарушениями прав детей на собственной территории. Однако на ее заморских территориях дела обстоят не столь гладко, что в последние годы регулярно подтверждается делами о сексуальном насилии над детьми на островах Питкэрн.
Сегодняшнее население крохотного архипелага в Тихом океане ведет свою историю с бунта на британском паруснике "Баунти", произошедшем еще в 18-м веке по пути с Таити. Тогда в результате ссоры с капитаном моряки усадили весь командный состав в шлюпку и спустили ее за борт, после чего вернулись на Таити, забрали оттуда нескольких местных жительниц и направились искать место, где могли бы поселиться. Официальные британские власти объявили мятежников в розыск, однако острова Питкэрн преследователи обнаружили только в 1814 году, когда большая часть их первых обитателей уже умерла.
В настоящее время острова считаются заморской территорией Великобритании, а их главой считается английская королева Елизавета Вторая.
Первое заявление об изнасиловании на островах, дошедшее до британского правосудия, было подано в 1996 году. Для расследования дела на единственный заселенный остров архипелага из Великобритании прибыли двое полицейских. Однако, несмотря на признание подозреваемого в интимной связи с заявительницей, которой на тот момент не было и 12 лет, обвинение ему так и не было предъявлено из-за отсутствия состава преступления. Дело в том, что секс с детьми в возрасте 12 лет или старше на острове запрещен. А вот интимные отношения с девочками младше 12 лет законом вообще никак не регулируются. Британское же законодательство было признано неприменимым, так как жители острова с ним просто не знакомы. В результате подозреваемый отделался всего лишь предупреждением.
Однако после этого случая британские власти решили взять ситуацию под контроль и направили на остров инструктора для обучения единственного питкэрнского полицейского. В ходе работы на острове инструктор выяснил, что преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних на острове носили массовый характер. В результате четверо островитян все-таки были приговорены британским судом к тюремным срокам, причем довод о неприменимости законов страны к ее заморским территориям, на который снова ссылались обвиняемые, уже не сработал. Решив больше не оставлять очевидные преступления безнаказанными, власти Великобритании заявили, что их юрисдикция распространяется и на заморские территории, а незнание законов не освобождает от ответственности.
Странные законы существуют и в других заморских территориях Великобритании. К примеру, на Бермудских островах возраст согласия, после достижения которого ребенок может вступать в половые отношения с совершеннолетними без каких-либо санкций для последних, для гетеросексуалов и лесбиянок значительно ниже, чем для гомосексуалистов – 16 лет против 18.
Дания: не в ответе за тех, кого приручили
Британцы – далеко не единственные, кто не справляется с защитой прав детей в своих владениях и бывших колониях. Схожая проблема есть и у Дании. Это при том, что в области защиты прав собственных детей репутация датских властей очень высока, есть мнение, что они не справляются с аналогичной задачей на своей заокеанской территории – Гренландии. Так, в прошлогоднем докладе ООН вслед за признанием прогресса Дании в защите прав детей непосредственно в стране высказывались опасения по поводу соответствующего законодательства Гренландии и Фарерских островов, которое так и не приведено в соответствие с принципами и положениями Конвенции ООН о правах ребенка.
По данным корреспондента американского журнала Slate Джейсона Джорджа, Гренландия в 2009 году занимала первое место в мире по количеству самоубийств в относительном выражении. В среднем счеты с жизнью на тот момент сводил один из тысячи жителей острова – это в два раза превышает тот же показатель расположившейся на втором месте Японии. При этом самоубийцы в большинстве своем были подростками и юношами.
Попытка проследить связь между нарушением прав детей и высоким уровнем подростковых самоубийств вовсе не так надуманна, как может показаться. К примеру, журналист Камилла Стефан из канадского журнала Vice пишет, что «гренландская молодежь сталкивается с сексуальными домогательствами (в Гренландии мужчин значительно больше, чем женщин, что ведет к большому количеству сексуальных домогательств), алкоголизмом родителей и родственников (в Гренландии, как и во многих других странах, организм граждан от природы плохо справляется с алкоголем, что ведет к очень быстрому опьянению), тотальным одиночеством, полярными ночами, и, разумеется, самоубийства здесь распространяются как эпидемия».
В свою очередь Национальный центр социальных исследований Дании также считает, что многим детям на острове "очень трудно жить из-за алкоголизма и наркомании близких родственников, домашнего насилия и сексуальных домогательств". По данным ведомства, "как минимум 5% матерей знают или подозревают, что их ребенок подвергается сексуальным домогательствам, при этом фактическое количество подобных нарушений прав детей может быть значительно выше, так как о домогательствах в детстве заявляют более трети взрослых женщин в Гренландии".
При этом в настоящее время у Дании значительно меньше рычагов влияния на гренландских законодателей, чем три года назад, так как арктическому острову была предоставлена определенная автономия. Теперь Дания полностью контролирует лишь отдельные сферы политики своей заокеанской территории, в том числе вопросы обороны и внешней политики.
Тем не менее в последнем докладе Комитет ООН по правам детей призвал Данию активизировать работу по обеспечению адекватной защиты прав детей, проживающих на подконтрольных ей заокеанских территориях. При этом еще до публикации этого доклада датское отделение Детского фонда ООН уже выступило с заявлением о намерении взять на контроль гренландское законодательство о защите детей "с целью шире представить в законах страны интересы детей и способствовать адаптации положений конвенции о защите детей к конкретным проблемам Гренландии". Эта инициатива должна в совокупности с выработанной в 2010 году стратегией защиты прав детей "Безопасное детство" обеспечить гренландским детям лучшие условия жизни, нежели сейчас.
США: Дикий Запад в сердце цивилизации
В США законов о защите прав детей хватает, и даже более чем. Помимо федеральных законов, действующих на территории всей страны, правами детей занимаются и на уровне отдельных штатов, у каждого из которых есть собственное законодательство на этот счет. Причем федеральные и региональные законы не только не мешают друг другу, но и призваны друг друга дополнять. Механизм их взаимодействия отдельно установлен Законом о противодействии нарушению прав детей от 2000 года. Считается, что в совокупности все эти законы позволяют гарантировать детям максимальную защиту. Однако и в таком всеобъемлющем, казалось бы, законодательстве тоже есть пробелы.
В частности, в последнее время в США набрали популярность программы временного направления «трудных» детей в особые интернаты, где они получают специальный уход. Точного определения понятия «трудный ребенок» в законодательстве нет – под это определение попадают как, к примеру, наркоманы, так и просто хулиганы и двоечники. Живут такие дети либо в самом интернате, либо в проживающих по соседству с такими учреждениями семьях.
Проблема же заключается в том, что в этих интернатах и временных семьях дети нередко подвергаются жестокому обращению, а некоторые даже погибают.
В результате проведенного американскими властями расследования было установлено, что к нарушению прав, а то и к гибели участников программы приводили неэффективность руководства учреждений и плохая подготовка персонала. В ходе расследования изучались тысячи случаев нарушения прав принимающих участие в программе детей и десять случаев их гибели.
В настоящее время американские законодатели рассматривают возможность более жесткой регламентации деятельности спецучреждений. Законопроект уже подготовлен и находится на рассмотрении в профильном комитете. Его положения, в частности, обязывают интернаты вести свою деятельность более прозрачно и отчитываться перед федеральными властями. Однако его принятие не гарантировано, а в период рассмотрения деятельность спецучреждений все еще не регулируется.
Афганистан: честь важнее прав
В докладе ООН за 2011 год много внимания было уделено Афганистану. По мнению авторов документа, уровень насилия против детей в этой ближневосточной стране остается крайне высоким. При этом зачастую именно пострадавшие дети признаются виновными и направляются в реабилитационные центры, в то время как применяющие к ним сексуальное и физическое насилие лица остаются безнаказанными.
По мнению ООН, суть проблемы заключается в том, что в местном законодательстве изнасилованию дается достаточно размытое определение. Кроме того, свою роль играют и культурные особенности страны, в которых особое внимание уделяется понятию чести и, соответственно, бесчестья. Так как изнасилованные девочки считаются обесчещенными, за совершение в отношении них преступлений другими людьми им грозит смерть.
Более того, некоторые общепризнанные преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, в том числе гомосексуального характера, вообще не нашли отражения в уголовном законодательстве страны.
Сингапур: побьем для их же блага
В процессе ратификации Конвенции о правах детей в 1995 году Сингапур оставил за собой право, несколько расходящееся с основными задачами документа. Речь идет о допустимости применений к детям телесных наказаний, причем, как было сказано в пояснении к решению, подобные наказания применяются к детям исключительно "в их же собственных интересах".
Уголовно-процессуальный кодекс страны запрещает применение наказания в виде побивания палками к женщинам, мужчинам старше 50 лет и к приговоренным к смертной казни. Для всех остальных, в том числе для детей, такое наказание считается допустимым, пусть и производится в более мягкой форме – им грозит не более десяти ударов, в то время как для взрослых это число выше почти в два раза (24 удара). Кроме того, детей разрешается наказывать только палками относительно небольшого диаметра.
Каждому свое
Несмотря на то, что практически во всех перечисленных выше странах существуют законы, призванные защищать права детей, в каждой из них есть и законодательные пробелы, сводящие все усилия на нет. Очевидно, что ни один закон не может быть универсальным – всегда должны учитываться исторические и культурные особенности каждой конкретной страны. Без их учета законы не будут работать. В то же время без законов эти традиции могут привести к новым нарушениям прав детей.