Альбер Камю в "Мифе о Сизифе" писал, что "есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема - проблема самоубийства". И хотя с 40-х годов прошлого века, когда было опубликовано это эссе, мир сильно изменился, фраза французского философа не теряет злободневности. Допустимость легализации эвтаназии и этичность подобного шага широко обсуждается по всему свету.
1 апреля исполняется десять лет со дня вступления в силу в Голландии первого в мире закона, допускающего добровольный уход из жизни с посторонней помощью. РАПСИ подготовило краткий обзор законодательств стран, уже разрешивших эвтаназию или близких к такому решению.
США
В США эвтаназия допустима только в трех штатах (Орегон, Вашингтон и Монтана) и жестко регламентирована. При этом если в первых двух штатах эвтаназия разрешена законодательно, то в Монтане она осуществляется на основании соответствующего решения верховного суда штата. Как заявил РАПСИ представитель общественной организации из Орегона "Национальный центр "Достойная смерть", в настоящее время правозащитники активно лоббируют принятие аналогичных орегонскому законов об эвтаназии и в других штатах. Собеседник агентства добавил, что такие законопроекты уже рассматриваются в штатах Массачусетс и Вермонт и постепенно продвигаются к принятию. В то же время в большинстве штатов эвтаназия до сих пор считается тяжким преступлением и в некоторых из них даже приравнивается к непредумышленному убийству.
Американский адвокат по медицинским вопросам Ивана Груич сообщила РАПСИ, что поддерживает легализацию эвтаназии по всей стране.
"Сейчас проблема добровольного прекращения жизни становится в нашем обществе все более актуальной. С одной стороны, появляются новые технологии, позволяющие дольше поддерживать жизнедеятельность человека, а с другой – население стареет, и у пожилых людей наблюдается все большая склонность к слабоумию. Жизнь – бесценный дар, мало кто хочет с ней расставаться. Но это вовсе не значит, что человека надо любой ценой заставлять жить как можно дольше. У пациентов есть право отказаться от необходимого лечения, и у них должно быть право сознательно потребовать у врача помощи в избавлении от страданий, если они непереносимы и делают дальнейшее существование бессмысленным. В свою очередь врач, из человеколюбия соглашающийся на такой шаг, должен быть свободен от уголовного преследования и иметь возможность исполнить свой долг законным путем", - сказала Груич.
Александр Саверский. "Защита прав пациентов на бумаге и в жизни". Читать >>>
Швейцария
Швейцарское законодательство об эвтаназии допускает весьма вольную трактовку. По сути, единственным ограничением является запрет на ее осуществление из эгоистичных побуждений. Во многом именно поэтому Швейцария считается одним из наиболее привлекательных мест для настроенных на добровольный уход из жизни иностранцев. Так, всемирно известна швейцарская клиника DIGNITAS. Ее врачи с гордостью заявляют, что во избежание ошибок тщательно обследуют всех пациентов. Эвтаназия осуществляется только в случае соблюдения всех необходимых формальностей и отсутствия сомнений в твердости намерений пациента. В частности, врачи должны убедиться в его дееспособности, а сотрудники клиники проверяют круг общения пациента на случай, если решение было принято им под давлением со стороны.
"ЭВТАНАЗИЯ" - право на смерть". Фильм телеканала Рен.
Великобритания
В Англии и Уэльсе за помощь в совершении самоубийства виновному грозит до 14 лет лишения свободы. Однако на деле местным судам свойственно несколько снисходительное отношение к людям, помогающим близким уйти из жизни по их собственной просьбе. Недавно суд согласился рассмотреть иск разбитого параличом Тони Никликсона, отстаивающего свое право на эвтаназию. Тем не менее, процесс вряд ли сможет устранить противоречия между буквой закона и практикой его применения. Не так давно апелляционный суд уже рассмотрел аналогичный иск британки Дебби Перди и постановил, что "закон, регулирующий спорный вопрос, принят парламентом, предельно ясен и недвусмысленен". "Суд не имеет права интерпретировать его по-своему и выдавать новую, не заложенную в самом законодательном акте трактовку", - говорится в постановлении.
Публикация МГМУ им. Сеченова "Эвтаназия – преступление или благо?". Читать >>>
РАПСИ обратилось за комментарием к Пенни Льюис, преподавателю права в лондонском Кингс-колледже и специалисту по проблемам эвтаназии. По ее словам, "пока что никаких законодательных инициатив нет, но в Палате Общин проводятся дебаты о следственной практике по делам об эвтаназии". Сама Льюис недовольна работой прокуратуры по таким делам. По словам собеседницы агентства, ведомство не принимает во внимание состояние пациента, его возможный страх перед статусом физически неполноценного члена общества, отдает обычным самоубийствам предпочтение перед эвтаназией, а в ходе следствия концентрируется на мотивах врача, а не пациента.
В свою очередь, парламент Шотландии сейчас рассматривает законопроект о разрешении эвтаназии. По данным официального сайта парламента, решение ожидается к концу апреля 2012 года.
По словам специалиста по эвтаназии Шейлы Маклин, преподающей право и врачебную этику в Университете Глазго, шотландский парламент долгое время демонстрировал крайнее нежелание принимать закон в пользу эвтаназии. Маклин считает, что это связано с неготовностью законодателей всерьез обсуждать отмену запрета как на определенные формы пассивной эвтаназии, так и на активную, а также со страхом парламентариев потерять поддержку религиозных избирателей, выступающих против ее легализации.
"Учитывая очевидную поддержку обществом соответствующих изменений в законодательстве и шаткость аргументов, приводимых противниками его либерализации, главная проблема заключается в недостатке политической воли. Политики просто боятся действовать и выглядят скорее самодержцами, чем народными избранниками. Я убеждена, что общественную дискуссию о необходимости легализации эвтаназии мы выиграли, и на пути к нашей цели стоит только безволие политиков", - заявила Маклин агентству.
Terry Pratchett: Choosing To Die (на английском языке). Документальный фильм писателя Тэрри Прэтчета, страдающий болезнью Альцгеймера. BBC, 2011.
Канада
В Канаде, как и в Великобритании, за помощь в самоубийстве закон предусматривает наказание в виде тюремного заключения на срок до 14 лет. В настоящее время эту норму законодательства оспаривают две никак не связанные между собой женщины. Оба дела вызвали широкий резонанс, истицам даже оказывают юридическую помощь правозащитные организации. Первая заявительница - страдающая боковым амиотрофическим склерозом Глория Тейлор - требует, чтобы Верховный суд провинции Британская Колумбия признал за ней право на эвтаназию.
"Многие страны и отдельные штаты США уже позволяют врачам помогать пациентам в осуществлении самоубийств. Пора и Канаде последовать их примеру", - считает адвокат истицы Джозеф Арви. По его словам, именно из этих соображений он и согласился представлять интересы Тейлор.
Второй иск готовит к подаче в расположенный на другом конце страны Верховный суд провинции Квебек страдающая тем же недугом Жинетт Леблан. Представляющая ее интересы канадская правозащитная организация "Фонд "В добрый путь" считает, что действующее законодательство нарушает основополагающие права граждан страны.
Как пояснила РАПСИ представитель Минюста Канады Кароль Сендон, легализация эвтаназии не только поднимает множество вопросов этического, юридического и медицинского характера, но и затрагивает интересы различных компаний, конкурирующих между собой.
"Позиция канадских властей заключается в том, что в интересах безопасности общества и всех его членов ни медицинским работникам, ни кому-либо еще нельзя разрешать умерщвление пациента или оказывать ему помощь в самоубийстве. И главное назначение этих законов – именно защита людей, в том числе больных, пожилых или парализованных", - отметила Сендон.
Страны Бенилюкса
В странах Бенилюкса эвтаназия разрешена, а голландское законодательство и вовсе считается одним из наиболее либеральных в этом плане, так как в некоторых случаях позволяет прибегать к ней даже детям. В свою очередь в Бельгии пациенты должны достигнуть совершеннолетия либо получить официальный документ о выходе из-под опеки, а в Люксембурге совершеннолетие – обязательное условие для получения разрешения на эвтаназию. Общие для всех стран Бенилюкса требования к желающим добровольно прервать свою жизнь включают обдуманное и неоднократно подтвержденное согласие на эвтаназию в связи с безнадежным заболеванием, сопровождающимся нестерпимой болью. Кроме того, это согласие пациент должен дать без давления извне.
При этом, как пояснила РАПСИ Стефани Михелис, пресс-секретарь NVVE – крупнейшей в мире общественной организации в поддержку эвтаназии – многие голландские врачи, в особенности психиатры, часто отказываются исполнять волю пациентов и умерщвлять их. Таким образом, ужас, который некоторые врачи испытывают перед самой идеей эвтаназии, нередко приводит к нарушению прав пациента. По словам Михелис, основной задачей NVVE, насчитывающей более 132 тысяч участников, является как раз устранение этих противоречий между законодательством страны и врачебной практикой. Организация старается решить проблему путем распространения информации о важности эвтаназии и проведения специальных курсов для врачей.
В подавляющем большинстве стран эвтаназия до сих пор запрещена, и этот факт вкупе с полным отсутствием единообразия в соответствующих законах тех немногих государств, где она все-таки легализована, лишний раз доказывают этическую неоднозначность проблемы и ее глубокую философскую подоплеку. Возникают опасения, что отмена запретов на эвтаназию приведет к чему-то вроде противоестественного отбора – то есть, врачи смогут свободно "прописывать" смерть психологически неустойчивым, парализованным или просто пожилым людям. Кроме того, многие считают легализацию эвтаназии сомнительной с точки зрения ее соответствия конвенции о защите прав человека. Против этого шага выступают и многие верующие. И решить эти противоречия трудно. Так что, хотя приведенные выше примеры в целом достаточно интересны, их не стоит считать руководством к действию. Ведущиеся в самых разных странах споры о правовом статусе эвтаназии только подтверждают точность высказывания Камю, актуального в наши дни как никогда. Эта проблема действительно носит сугубо философский характер, и очевидно, что дискуссии вокруг эвтаназии в обозримом будущем вряд ли утихнут.
Ингрид Бурк, специально для РАПСИ