МОСКВА, 25 июн — РАПСИ. Вынесенное во вторник Европейским судом по правам человека (ЕСПЧ) постановление по жалобам Украины против России касательно Крыма является политической декларацией, поскольку Москва не признает компетенцию этого органа, сообщила агентству доктор публичного права (Франция), приглашенный профессор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Карин Беше-Головко.
«Россия вышла из Совета Европы, Европейская конвенция по правам человека не действует в отношении нее с 16 марта 2022 года, было принято решение о том, что Россия больше не исполняет постановления ЕСПЧ. Несмотря на это, суд в Страсбурге продолжил рассматривать дело, назначил судью ad-hoc, потому что надо было поддержать иллюзию о том, что Россия все-таки продолжает принимать участие в разбирательстве, и это вызывает недоумение и вопросы», — отметила собеседница агентства.
По ее словам, суду следовало отказаться от рассмотрения дела и закрыть его после того, как заседание в декабре 2023 года прошло без участия российской стороны. «Однако ЕСПЧ исключительно по политическим основаниям счел, что у России нет причин, чтобы не появиться на заседании и не принять участие в рассмотрении дела», — отметила Беше-Головко, поясняя, что в связи с этим встает вопрос определения ЕСПЧ своей компетенции.
«Суд решил, что, поскольку речь идет о событиях, произошедших до 16 марта 2022 года, он может рассматривать жалобы украинской стороны. Но налицо противоречие нормам международного права, учитывая, что международный орган обладает компетенцией в отношении только тех государств, которые, в свою очередь, признают эту компетенцию. Что касается России, не имеет значения, когда произошли события, о которых заявила украинская сторона. Значение имеет то, что Россия, будучи суверенным государством, вышла из Совета Европы, денонсировала Европейскую конвенцию по правам человека и, соответственно, отказалась признавать компетенцию ЕСПЧ», — пояснила эксперт.
По ее словам, необходимо учитывать и контекст — то, что решение ЕСПЧ вынес в разгар конфликта. «Международные организации, включая ЕСПЧ, по большому счету, в рамках глобальной войны против России превратились в своего рода инструмент влияния. И становится очевидно, что в действительности суд в Страсбурге выполнял политический заказ, — сообщила Беше-Головко. — Это нелегитимно, это чисто политическая декларация. Россия вправе не исполнять вынесенное постановление».
Происходящее, по мнению собеседницы агентства, напоминает ситуацию с Международным уголовным судом (МУС), компетенцию которого Москва также не признает, но который пытается преследовать граждан РФ, и, «поскольку это звенья одной цепи, впору говорить о разрушении системы международного права, которая была создана после Второй мировой войны и которая перестала соответствовать моменту времени».
В представлении Беше-Головко будущее ЕСПЧ наряду с другими международными институтами видится смутным. «Этот орган выполнил свою миссию, и выполнил не очень хорошо, потому что Совет Европы, в конечном счете, потерял возможность повлиять на законодательство и политический курс России. В этом его провал, — полагает эксперт. — Его будущее, как и будущее других международных институтов, на самом деле, зависит от исхода конфликта. Необходимо будет выстраивать систему, которая будет соответствовать новым политическим и геополитическим реалиям. Сложно сказать, какими эти реалии будут, но, в любом случае, международные институты в том виде, в каком они есть сейчас, прекратят свое существование».
Большая палата Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) во вторник вынесла постановление по жалобам Украины против России в связи с событиями 2014–2015 годов в Крыму.
В рамках этого дела рассматривались две жалобы — 20958/14 и 38334/18. В первом заявлении были объединены две жалобы, поступившие в ЕСПЧ в марте 2014 года и в августе 2015 года. Вторая жалоба была подана в августе 2018 года.
Как указывается в документах, направленных в Страсбург украинской стороной, власти РФ якобы оказывали определенное влияние на ситуацию в Крыму, которое могло привести к нарушению положений Европейской конвенции о правах человека. Кроме того, заявители обвинили Россию в преследовании украинцев за их политическую позицию и/или проукраинскую деятельность, которая имела место преимущественно в Крыму.
Россия, в свою очередь, настаивала на том, что не имеет отношения как к положению в Крыму до 21 марта 2014 года, так и к нарушению прав человека в Восточной Украине.
Москва неоднократно заявляла, что референдум по отделению Крыма от Украины и его присоединению к РФ был проведен на законных основаниях. Жителям полуострова была гарантирована возможность свободного волеизъявления и самоопределения, в то время как проведение референдума соответствовало нормам международного права и Уставу ООН, отмечал президент России Владимир Путин.