МОСКВА, 17 июн – РАПСИ. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) признал, что власти Польши нарушили права критиковавшего изменения в судебной системе судьи Вальдемара Журека, досрочно прекратив его полномочия.
Журек, помимо судейской должности, занимал пост пресс-секретаря Краковского окружного суда и Национального совета судебной власти (NCJ), конституционного органа, гарантирующего независимость судов и судей в Польше.
В 2018 году, после вступления в силу нового законодательства в контексте широкомасштабной реформы судебной системы, его полномочия в качестве члена и официального представителя NCJ были досрочно прекращены. Также он был отстранен от должности пресс-секретаря суда в Кракове.
В августе того же года гражданин Польши обратился в ЕСПЧ.
Ссылаясь на статью 6 § 1 (право на доступ к суду) Европейской конвенции о правах человека (Конвенции), заявитель утверждал, что он был лишен законных способов оспорить потерю рабочего места: «Не было никакой процедуры, судебной или иной, для оспаривания преждевременного прекращения его полномочий».
Также, апеллируя к статье 10 Конвенции (право на свободу выражения мнений), он настаивал на том, что его увольнение с поста представителя суда, сопровождавшееся проверками его судебной деятельности и рассекречиванием его финансовых деклараций, имело целью наказать его за критику законодательных изменений в национальной судебной системе.
Рассмотрев жалобу, ЕСПЧ встал на сторону заявителя. В частности, суд в Страсбурге отметил, что отсутствие судебного пересмотра решения об исключении польского гражданина из Национального совета судебной власти нарушило его право на доступ к суду.
Помимо этого, европейские судьи установили, что меры, принятые в отношении Журека, в том числе увольнение с поста представителя областного суда, проверку финансовых деклараций и судебной деятельности, были направлены на запугивание из-за его взглядов; и в данном случае имело место нарушение права на свободу выражения мнений.
ЕСПЧ также подчеркнул общий контекст последовательных судебных реформ, которые привели к ослаблению судебной независимости и тому, что многие называют кризисом верховенства закона в Польше.
В своем постановлении Страсбургский суд обязал Польшу выплатить заявителю 15 000 евро в качестве компенсации морального вреда и 10 000 евро в качестве возмещения судебных издержек.