МОСКВА, 22 фев — РАПСИ. Европейская комиссия за демократию через право Совета Европы (Венецианская комиссия) в своем срочном промежуточном мнении заявила, что проект конституционных поправок, вынесенных на референдум 27 февраля в Белоруссии, не устраняет и может даже усилить якобы существующий ныне дисбаланс между ветвями власти в стране.
Комиссия также выступила с критикой слабой, по ее мнению, вовлеченности законодательного органа Беларуси в разработку поправок, недостаточной прозрачности процесса работы над изменениями Конституции, а также «явного отсутствия значимого сотрудничества» властей с «оппозицией в изгнании» и гражданским обществом, согласно опубликованному ей пресс-релизу.
Так, Комиссия считает, что прямое вынесение поправок на референдум без участия парламента создает серьезные риски превращения конституционного референдума в плебисцит о руководстве страны и средство «придания легитимности авторитарным тенденциям».
Далее, полагает Комиссия, процесс разработки и принятия поправок не соответствует европейским стандартам прозрачности, что подрывает его легитимность и, несмотря на то, что изменения были представлены на общественное обсуждение, нет никаких свидетельств, что в нем смогли принять значимое участие представители оппозиции и гражданского общества, в том числе, ввиду отсутствия плюрализма в СМИ.
Что касается баланса властных полномочий, отмечается в документе, поправки, несмотря на вновь вводимые определенные ограничения власти президента, сохраняют и даже усиливают его центральную роль в системе государственного устройства. Как полагает Комиссия, они были специально разработаны с целью консервации текущего положения вещей в этой области, а вводимые ими требования к кандидатам на этот пост практически исключают из электорального процесса находящихся за рубежом оппонентов. Отрицательно оцениваются и иные изменения, в частности, относящиеся к ограничениям количества сроков занятия президентского поста и гарантиям неприкосновенности президента, сохраняющим действие и после ухода с должности.
Вызвали критику Комиссии и поправки, относящиеся к функциям Всебелорусского народного собрания, высшего представительного органа страны. В частности, авторы документа выразили сомнение, что Собрание сможет эффективно использовать свои новые широкие исполнительные полномочия, отметили непроработанность процедуры выборов его членов и неясности в отношении границ юрисдикции и состава Президиума этого органа.
Наряду с этим, отмечается в документе, полномочия Собрания отдавать обязывающие распоряжения иным органам власти и государственным служащим, отменять любые решения, за исключением судебных, вторгаются в соответствующие сферы компетенции таких органов и служащих. Как полагает Комиссия, в результате принятия поправок Президиум Народного собрания станет своего рода «параллельным правительством» страны и сможет, по воле президента, подменять действующий кабинет и избранный законодательный орган.
Подводя итог, авторы документа приходят к выводу что планируемые конституционные изменения несовместимы с фундаментальными демократическими ценностями Совета Европы.
В то же время, отмечается в пресс-релизе, несмотря на общую негативную оценку конституционной реформы в Беларуси Комиссия не считает, что таковая не является необходимой или нежелательной. Напротив, она предлагает властям страны провести такую реформу, которая устранила бы нынешний дисбаланс властей, ввела необходимые сдержки и противовесы и была бы организована в соответствии с международными стандартами.
Свой документ Комиссия разрабатывала в рамках срочной процедуры и в краткие сроки. При этом, несмотря на все приложенные усилия, не удалось организовать встречи с представителями властей Беларуси, оппозиционных сил, государственных органов и гражданского общества, отмечается в пресс-релизе.
Промежуточное мнение Комиссии не содержит развернутого анализа предлагаемых поправок, фокусируясь, в основном, на процессе их обсуждения и принятия, а также создаваемом в результате распределении властных полномочий.
Венецианская комиссия предоставляет юридические консультации своим государствам-членам и в более широком плане помогает государствам, которые стремятся привести свои юридические и институциональные национальные структуры в соответствие с европейскими стандартами.
В состав Комиссии входят 47 стран-членов Совета Европы, а также Алжир, Бразилия, Израиль, Казахстан, Коста-Рика, Косово, Кыргызстан, Марокко, Мексика, Перу, Республика Корея, Соединенные Штаты Америки, Тунис и Чили.