МОСКВА, 14 дек – РАПСИ. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) выявил отсутствие достаточной правовой основы для борьбы с домашним насилием в РФ и рекомендовал властям изменить законодательство в этой сфере.
Суд в Страсбурге рассмотрел заявления четырех пострадавших от жестокости бывших партнеров или супругов россиянок, в том числе Маргариты Грачевой, которой муж топором отрубил кисти рук.
Заявительницы обратились в ЕСПЧ в сентябре 2016 года. Ссылаясь на статью 3 (запрет на бесчеловечное или унижающее достоинство обращение), статью 13 (право на эффективное средство правовой защиты) и статью 14 (запрет дискриминации) Европейской конвенции о правах человека, они жаловались, в частности, на неспособность государства защитить их от домашнего насилия и создать правовую основу для борьбы с этим явлением и привлечения виновных к ответственности, отсутствие средств правовой защиты в этом отношении, дискриминацию женщин из-за «общей неспособности бороться с гендерным насилием».
В ответ на жалобы власти России заявляли, что положения национального законодательства способны адекватно охватывать многие формы домашнего насилия, при этом декриминализация побоев была необходима для того, чтобы жертвы не могли прервать судебное разбирательство, отозвав свои жалобы. По убеждению властей, эта мера привела к увеличению числа обвинительных приговоров.
Помимо этого, было заявлено что масштабы проблемы и серьезность дискриминационного воздействия домашнего насилия на женщин в России «сильно преувеличены». По данным статистики Министерства внутренних дел, в 2018 году нападениям со стороны членов семьи подверглись 33 235 человек, то есть всего 10,3% от всех жертв насильственных преступлений. В этой группе было 23 513 женщин, но только 55% из них подверглись нападению со стороны мужей.
Однако ЕСПЧ эта аргументация не убедила. Суд установил, что власти РФ не смогли создать правовую основу для эффективной борьбы с насилием в семье, не оценили риски случаев повторного насилия и не провели эффективного расследования актов жестокости, которым подверглись россиянки. В этой связи в соответствии со статьей 46 (обязательная сила и исполнение судебных решений) Конвенции правительству рекомендуется «срочно внести изменения во внутреннее законодательство и практику для предотвращения подобных нарушений». В ожидании реализации необходимых мер суд продолжит рассмотрение аналогичных дел в упрощенной и ускоренной форме.
Кроме того, судьи в Страсбурге единогласно признали нарушение положений статьи 3 Конвенции, указав, в частности, на пассивную реакцию правоохранительных органов на обращения заявительниц и неэффективное расследование жестокого обращения. «В целом эти дела продемонстрировали, что власти не рассматривали случаи насилия как повод для вмешательства», - указано в постановлении.
ЕСПЧ также подтвердил «ошеломляющие масштабы домашнего насилия в отношении женщин в России, систематические проблемы с обеспечением судебного преследования и осуждения <…> и наличие структурной предвзятости», признав тем самым факт дискриминации. Таким образом, имело место нарушение статьи 14 Конвенции в совокупности со статьей 3, постановил суд. При этом с учетом выводов по статье 3 суд отпала необходимость в исследовании вопросов, поднятых в соответствии со статьей 13 Конвенции.
Установив нарушение прав россиянок, ЕСПЧ присудил им денежные компенсации. Суд в Страсбурге постановил, что Россия должна была выплатить Маргарите Грачевой 330 660 евро за медицинские услуги, прошлые и будущие расходы и потерю дохода из-за ампутации рук, а также 40 000 евро в качестве компенсации морального вреда. Остальным россиянкам определена компенсация в размере 20 000 евро каждой за моральный ущерб. Помимо этого, заявительницам полагается по 5 000 евро в качестве компенсации судебных издержек.