МОСКВА, 19 ноя — РАПСИ. Суд Европейского Союза в Люксембурге постановил, что Верховный суд Польши должен оценить степень независимости своей Дисциплинарной палаты для признания ее полномочий в отношении судей или передачи их дел иному суду, независимость которого не вызывает сомнений, даже в обход национального законодательства.
В частности, Суд ЕС указал, что положения законодательства Евросоюза, устанавливающие общие рамки равенства в сфере трудовых отношений, должны трактоваться как исключающее судебные разбирательства, касающиеся применения такого законодательства, судом, не являющимся независимым и беспристрастным.
В случае, когда объективные условия создания и назначения такого органа и порядок назначения его членов вызывают у субъектов права обоснованные опасения возможного прямого или косвенного влияния законодательной и исполнительной власти, и, соответственно, сомнения в его нейтральности, независимости и беспристрастности, такие обстоятельства подрывают их доверие к судопроизводству, необходимое в демократическом обществе.
Верховный суд Польши, гласит постановление, должен определить, принимая во внимание все известные ему обстоятельства, степень применимости вышеизложенных принципов к положению Дисциплинарной палаты.
В случае признания их нарушения, ВС, исходя из принципа приоритета законодательства ЕС, будет иметь право не применять положения национального закона, закрепляющего за Палатой исключительные полномочия в отношении выхода на пенсию судей ВС, с тем чтобы такие дела были рассмотрены судом, отвечающим критериям независимости и беспристрастности, который имел бы должную юрисдикцию по соответствующим вопросам в случае отсутствия в национальном законодательстве таких положений.
Это решение Суда ЕС стало последним из серии судебных разбирательств в суде ЕС, связанных с так называемой реформой о реорганизации в Верховном суде и о Национальном совете юстиции от июля 2018 года за авторством правящей национал-консервативной партии "Закон и справедливость".
На момент принятия поправок экспертное сообщество и международные правозащитные организации негативно оценили положения законодательной новеллы.
Так, Еврокомиссия после вынесения ряда рекомендаций запустила санкционную процедуру в отношении Польши, обратившись в сентябре 2018 года с рядом заявлений в суд ЕС, обращая внимание на предполагаемое нарушения законодательства ЕС в вопросах независимости судейского корпуса и дискриминации по половому признаку.
Cпециальная группа Совета Европы против коррупции (ГРЕКО), в свою очередь, обнародовала экспертное заключение, в котором говорилось о нарушении польскими властями Лиссабонского договора и повышении рисков возникновения коррупциогенных факторов в судебной системе страны.
Позже, в июне 2019 года, Генеральный адвокат Люксембургского суда Евгений Танчев пришел к заключению, что процедура формирования дисциплинарного органа ВС не отвечает требованиям независимости судебной системы, установленным законодательством Евросоюза.