Основной закон страны гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту. Впрочем, порой попытка получить такое обеспечение, в частности, страховую пенсию по старости, становится для заявителя «задачей со звездочкой». РАПСИ разбиралось, с какими проблемами сталкиваются некоторые заявители при обращении в Социальный Фонд России (далее – СФР) за назначением страховой пенсии по старости, проанализировало их причины и узнало у экспертов, что делать гражданам в спорных случаях.


Докажи, что работал

В России с советских времен существует социальное обеспечение по старости, охватывающее преимущественную часть населения нетрудоспособного возраста, в частности, речь идет о пенсионном обеспечении. В связи с этим, среди россиян закрепилось мнение, что главным гарантом поддержания удовлетворительного уровня жизни после завершения профессиональной деятельности является именно государство. Иными словами, в старости люди рассчитывают жить на пенсию, которую платит государство, и мало заботятся с практической точки зрения о том, чтобы обеспечить себе альтернативные источники дохода. Так, согласно результатам опроса ВЦИОМ, проведенного в 2022 году, большинство работающих россиян не откладывают деньги на старость (73%). 

Однако убежденность в том, что официальная трудовая занятость и длительный трудовой стаж являются залогом большой страховой пенсии в будущем, иногда подводит, и, получая в СФР данные о будущей пенсии, многие недоумевают, почему ее размер не соответствует ожидаемому. А случается и так, что минимальный страховой стаж в 15 лет, необходимый для назначения страховой пенсии по старости, просто не набирается, причем даже тогда, когда человек работал большую часть прожитой жизни.

Так, один из читателей РАПСИ поделился с нами своей проблемой, связанной с невозможностью получения страховой пенсии по старости ввиду якобы недостатка трудового стажа. По словам Александра Тукмакова, один из филиалов ОСФР по Москве и Московской области, куда он обратился за назначением пенсии, отказал ему в учете трудового стажа за некоторые периоды его работы с июня 1982 года по ноябрь 1992 года в различных организациях города Ханты-Мансийска, ХМАО-Югра, который, кроме того, относится к районам Крайнего Севера. Ему также было отказано во включении в трудовой (страховой) стаж периодов его очного обучения 1978-1984 гг. в двух ВУЗах РСФСР.

Тукмаков указывает, что его трудовой стаж за весь обозначенный период подтверждается записями в его трудовой книжке, сведениями о его проживании в Ханты-Мансийске, а также данными о его работодателях из открытых источников в сети Интернет. Мужчина работал журналистом, и у него также сохранились печатные издания, в которых публиковались его статьи.

Читатель РАПСИ пытался решить возникшую проблему самостоятельно: неоднократно обращался в СФР и даже просил помощи в защите своих интересов у депутата Госдумы, а также уполномоченного по правам человека города Москвы Татьяны Потяевой, однако добиться значимого пересмотра трудового стажа гражданину не удалось. «После обращения к уполномоченному СФР добавил в пенсионный стаж срок обучения в университете. При этом по-прежнему не учитывают и по которому уже разу обещают проверить факт работы в районной газете, а также на предприятиях «Севервидео» и в «Юграинтертур», – пояснил РАПСИ Тукмаков.

Гражданин был вынужден нанять профильного юриста и обратиться за защитой своих пенсионных прав в Перовский суд города Москвы. Дело пока не рассмотрено по существу, но истец очень надеется, что суд надлежащим образом учтет представленные им доказательства и вынесет решение в его пользу. «Также отмечу, что разные подразделения СФР в своих ответах дают информацию о стаже и баллах ИПК, которые совершенно между собой не коррелируются. Данные, которые приводит портал Госуслуг, также отличаются от информации из подразделений СФР: в последних письменных ответах СФР мой стаж уже превышает 19 лет (без учета непризнанного на текущий момент и текущего) – на Госуслугах по-прежнему 12 лет. Кроме того, имеет место абсолютная непрозрачность начисления баллов ИПК. Путаница на каждом шагу», – заметил Тукмаков.

РАПСИ поделилось данной историей с экспертами, и большинство из них отметили, что ситуация с «недоучетом» стажа СФР не является чем-то из ряда вон выходящим – таких случаев немало, при этом нередко из стажа «выпадают» именно периоды работы в районах Крайнего Севера и отдаленных регионах (при оформлении пенсии, например, в Москве).

Иногда вопросы к будущему пенсионному обеспечению возникают еще задолго до достижения самого пенсионного возраста. Такой случай также нашелся среди историй наших читателей. Так, мужчина, имеющий трудовой стаж согласно трудовой книжке порядка 30 лет, запросил на сайте Госуслуг выписку о состоянии его индивидуального лицевого счета (ИЛС) в СФР, где, в числе прочего, указываются данные о страховом стаже, пенсионных коэффициентах, накоплениях и отчислениях работодателя. Согласно содержанию данной выписки, стаж мужчины, учтенный СФР, составил только 23 года – 7 лет трудового стажа «канули в Лету». Мужчина пока не достиг пенсионного возраста, но, когда это произойдет, он неминуемо будет вынужден доказывать свой реальный трудовой стаж, чтобы получать страховую пенсию в справедливом размере.

Нередко причиной такой «несостыковки» ожидаемого и реального размера страховой пенсии является то, что СФР при расчете будущего денежного обеспечения не учитывает отдельные периоды стажа, которые, по мнению будущего пенсионера, должны были быть учтены. «Выпадают» из расчетов периоды работы в районах Крайнего Севера, периоды очного обучения и так далее. Также причиной расхождения в расчетах может быть потеря данных о стаже, ошибки в суммах страховых взносов, ошибки в оформлении документов работодателями.

«Расчет пенсии без учета определенного периода трудового стажа – частый случай в работе СФР. В основном из-за недоступности данных. Именно отсутствие информации о стаже работы становится причиной спора между пенсионером и пенсионным фондом», - рассказала РАПСИ эксперт Ассоциации юристов России, руководитель юридической компании Ассия Дмитриева. Вместе с тем оспаривать размер рассчитанной пенсии решаются далеко не все недовольные, ведь для этого нужно либо самостоятельно разобраться с методикой расчета страховой пенсии согласно действующему законодательству, либо обращаться к профильным юристам за услугами, самостоятельно их оплачивая.


Споры, возникающие из пенсионного законодательства, по искам физических лиц к СФР чаще разрешаются в пользу истцов: за период 2021-2023 гг. их удовлетворяемость составила более 80%.


«У меня много подобных обращений, которые мы разрешили как в досудебном порядке, так и в судебном. Конечно, в досудебном порядке мы экономим значительно времени, но порой без суда не разрешить вопрос», – рассказывает Дмитриева.

Эксперт советует тем, кто столкнулся с проблемами при начислении пенсии по старости, обращаться в СФР или МФЦ с заявлением о корректировке данных в ИЛС, приложив к нему все документы, подтверждающие спорный период работы. При недостаточности представленного комплекта документов либо в случае ликвидации организации, где работал заявитель, СФР, скорее всего, вынесет решение об отказе во включении спорного стажа в расчет. Однако и здесь не стоит опускать руки – в таком случае необходимо обращаться за защитой своих прав в суд с исковым заявлением о признании решения СФР незаконным и признании права на получение пенсии, а также об установлении факта периода работы, обязании зачесть его в трудовой стаж. «Для установления факта периода трудовой деятельности необходимо предоставление таких документов, как трудовой договор, приказы, трудовая книжка и иные документы, подтверждающие трудовой стаж, вплоть до допроса свидетелей, бывших коллег по «цеху», которые смогут подтвердить ваши доводы. При наличии всех документов, необходимых для рассмотрения дела судом, можно добиться положительного результата», – поясняет Дмитриева.

Слова эксперта подтверждает и имеющаяся судебная статистика: споры, возникающие из пенсионного законодательства, по искам физических лиц к СФР чаще разрешаются в пользу истцов: за период 2021-2023 гг. их удовлетворяемость составила более 80%. Вместе с тем такая практика, когда гражданин, выходя на пенсию по старости, во взаимоотношениях с СФР, по сути, остается один на один с бюрократической машиной и вынужден сам защищать свои пенсионные права и доказывать стаж, периоды работы в районах Крайнего Севера и другие факты, влияющие на размер пенсии, является явно порочной.

Запутанное законодательство

Вышеприведенные данные судебной статистики показывают, что чаще всего в судебных спорах с гражданами «не прав» оказывается именно СФР. Однако обратные ситуации, когда физическое лицо безосновательно считает себя ущемленным в пенсионных правах, также случаются, и причиной такого заблуждения чаще всего является непомерная сложность российского пенсионного законодательства для понимания обычными гражданами. Эта сложность в немалой степени обуславливается стремительностью изменений, вносимых в законодательство, а равно и обилием самих законов и подзаконных актов, регламентирующих данную сферу.

Пенсионное законодательство России в последние два десятка лет находится в состоянии непрерывного реформирования. Так, в 2002 году появились понятия «обязательного пенсионного страхования», негосударственные пенсионные фонды, вместе с этим усложнились формулы расчета пенсий. Затем, в 2008 году стартовала программа софинансирования пенсий.

В 2013 году началась масштабная пенсионная реформа: появилась принципиально новая система расчета пенсий, были введены пенсионные баллы, накопительную пенсию молчунов (тех, кто не выбрал, куда ее отчислять – государству или частной управляющей компании) обнулили. Все это сопровождалось вводом в профильное законодательство огромного количества новых терминов, новых определений старых терминов, различных коэффициентов, формул – разобраться во всем этом было сложно даже экспертам, не говоря уже об обычных людях. В 2019 году пенсионную систему ждали новые изменения, которые идут и по сей день, в частности, речь о постепенном увеличении пенсионного возраста. По итогам переходного периода, начиная с 2028 года и далее, женщины будут выходить на пенсию в 60 лет, мужчины – в 65 лет.

Несмотря на наличие отдельных успехов такого реформирования системы пенсионного обеспечения, основную проблему решить так и не удалось – как обеспечить ее финансовую устойчивость и повышение уровня пенсионного обеспечения граждан в ситуации все ухудшающейся демографической ситуации и изменяющихся не в лучшую сторону экономических условий. Вместе с тем отсутствие стабильности системы пенсионного обеспечения, непрерывное ее изменение, усложнение сильно бьёт по репутации самой этой системы. Так, согласно исследованию сервиса SuperJob, проведённому в 2022 году, каждый третий россиянин (34%) ничего не знает о пенсионной формуле и лишь 1 из 20 россиян считает систему расчета пенсий по возрасту справедливой.

Постоянные изменения не способствуют развитию чувства стабильности, уверенности в завтрашнем дне среди населения. Многие из тех, кто сейчас находятся на пике своего трудового возраста, сильно сомневаются в том, что к моменту достижения ими пенсионного возраста система пенсионного обеспечения сохраниться в том виде, что существует сейчас. Кто-то и вовсе не верит в то, что государство сможет сохранить пенсионное обеспечение для всех в той ситуации демографического перекоса в пользу более старшего поколения, которая наблюдается в настоящее время и будет усугубляться в будущем.

Помимо проблемы отсутствия стабильности и устойчивости законодательства в данной сфере, нужно также сказать и об обилии нормативно-правовых актов разных уровней, из которого оно состоит. В первую очередь это Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а также Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии», Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» и так далее. Количество подзаконных актов в данной сфере также огромно.

Эти и другие документы в области пенсионного обеспечения написаны бюрократическим языком, имеют множество нюансов применения, обилие различных формул расчета и так далее. Знать их все, уметь соотнести положения одного документа с другим, понять и верно посчитать самостоятельно, на какой размер пенсии ты можешь рассчитывать в старости, практически невозможно, что порождает ошибки граждан при попытках самостоятельных подсчетов, недоверие к пенсионной системе и сомнения в ее справедливости.

В экспертных кругах из года в год не прекращается обсуждение вопросов усовершенствования пенсионной системы, ее адаптации к вызовам в части экономики, демографии и так далее, да и в целом насыщенная история реформирования данной сферы не позволяет надеяться, что в ближайшие годы не грянет еще одна эпоха больших перемен в области пенсионного обеспечения. Какими будут эти изменения, прогнозировать сложно, однако как со стороны экспертов, так и со стороны населения остро ощущается запрос на то, чтобы эти изменения были в первую очередь прозрачными и понятными простыми гражданами.

Часть проблемы – в безответственности самих граждан

По мнению юриста Александра Глушенкова, есть и другой аспект проблемы, а именно – безответственное поведение самих граждан. «Многие люди, особенно в девяностые годы, работали без трудовых книжек и нормального оформления трудовых отношений. Это же касается и тех, кто работал «в серую» или по гражданско-правовым договорам без начисления и уплаты страховых взносов. В подобных случаях помочь бывает очень трудно. Да и сейчас есть много людей, которые не задумываются о предстоящей пенсии и либо не оформляют трудовые отношения, либо откровенно игнорируют требования закона, что в будущем может привести к невозможности подтверждения трудового стажа. Такие проблемы могут быть у тех, кто оформил статус индивидуального предпринимателя и своевременно не платил страховые взносы. Кроме индивидуальных предпринимателей подобные трудности могут быть и у некоторых других категорий граждан, например адвокатов, нотариусов, патентных поверенных, арбитражных управляющих. Появившийся недавно статус самозанятых граждан (лиц, уплачивающих налог на профессиональный доход) вообще не предполагает возможности уплаты страховых взносов. Поэтому самозанятым нужно понимать, что за этот период они могут недосчитаться трудового стажа для начисления пенсии. Так что в этом случае люди сами должны понимать последствия своих шагов и то, как эти действия повлияют на них в будущем», – отметил Глушенков. Как отмечает юрист, еще одна большая проблема в защите прав граждан при расчете пенсий – отсутствие профильных специалистов.


«Очень мало тех, кто реально понимает все изменения пенсионного законодательства и сможет корректно определить правильность учета трудового стажа и начисления пенсии за тот или иной период времени, поскольку правила начисления пенсий и пенсионного стажа несколько раз кардинально менялись за время перехода от пенсионной системы, действовавшей в СССР, к существующей сейчас», – прокомментировал Глушенков.


Эксперт констатирует: существуют и недобросовестные «специалисты», которые могут наживаться на проблемах людей, не совсем понимающих, как правильно разобраться с вопросами назначения пенсий. «Приходилось встречать людей, столкнувшихся с подобными случаями откровенного обмана. Польстившись на рекламу бесплатной юридической помощи, такие пенсионеры попадают в сети мошенников, утверждающих, что людям неправильно посчитали или пенсионный стаж, или размер пенсии, и предлагающих уже за немалые деньги решить вопросы по истребованию каких-либо документов из фонда или архивов (вся эта информация предоставляется бесплатно), либо по составлению типовых заявлений в суды или другие органы», – подчеркивает юрист.

Комментарий Социального фонда России

РАПСИ попросило прокомментировать Социальный фонд России наблюдения читателей и экспертов относительно проблем с начислениями пенсий. Пресс-служба СФР объяснила, почему некоторые периоды работы, особенно в более ранние годы, будто «выпадают» из картины данных, которой располагает СФР, а также как людям можно таких проблем избежать. Исходя из информации, предоставленной ведомством, наибольшие трудности действительно может вызвать учет стажа периодов работы до 2002 года, а также учет стажа в том случае, если работодатель вел себя недобросовестно и не платил за работника страховые взносы. «Периоды работы, указанные в трудовой книжке, не всегда совпадают по продолжительности с периодами стажа, которые зафиксированы на лицевых счетах россиян и используются пенсионным калькулятором для расчетов. Объясняется это несколькими причинами. Если речь идет о трудовой деятельности начиная с 2002 года – когда в России была введена система обязательного пенсионного страхования и на первое место при формировании пенсии вышли взносы, а стаж стал меньше влиять на нее – отдельные периоды стажа могут быть короче периодов работы из-за работодателя. Происходит это в том случае, если компания не перечислила страховые взносы за работника. Он при этом мог быть официально трудоустроен и выполнять свои обязанности. Но если взносов не было, время работы не учитывается в стаж.

Все периоды работы с 2002 года зафиксированы в информационной системе учета по обязательному пенсионному страхованию. Где бы человек ни работал, начиная с этого времени, сведения о его стаже и страховых взносах на пенсию поступают на лицевой счет. Даже если трудовая книжка потерялась, а предприятие ликвидировано, Социальный фонд может назначить пенсию на основании тех сведений, которые были внесены в систему. Подтверждать их не надо.


С периодами работы до 2002 года ситуация иная, поскольку пенсионная система в то время работала по другим правилам. Компании централизованно не направляли данные о пенсионных правах своих работников. Информация хранилась по месту работы человека, в так называемом пенсионном деле, которое работодатель передавал в Пенсионный фонд, когда наступало время выхода на пенсию. Поэтому бывают случаи, что данные об отдельных периодах работы просто отсутствуют.


По этой причине некоторые периоды стажа могут быть не учтены или учтены не полностью. В основном так бывает, если записи в трудовых книжках сделаны с нарушениями или, например, нечитаемы. Чтобы учесть такие периоды, необходимо представить в Социальный фонд подтверждающие документы. Установить какую-либо трудовую деятельность, которая не следует из документов, Социальный фонд самостоятельно не имеет права. Поэтому в подтверждение принимаются документы, однозначно свидетельствующие о факте работы или, например, о заработной плате в определенный период, размере выплат и т. д. Это могут быть трудовые договоры, справки, выдаваемые работодателями, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы», – отметили в пресс-службе.

Как порекомендовали в пресс-службе СФР, работающим россиянам следует время от времени проверять свой пенсионный счет, чтобы понимать, как формируется пенсия. Делать это можно по выписке из индивидуального лицевого счета (ИЛС), которая доступна на «Госуслугах», а также предоставляется в отделениях Социального фонда и МФЦ.

«Выписка из ИЛС наглядно демонстрирует размер сформированной пенсии. Если в выписке нет какой-то информации о периодах работы или есть ошибочные данные, необходимо обратиться к работодателю, чтобы он представил корректную информацию в Социальный фонд и дополнил сведения. Также можно обратиться непосредственно в фонд (электронный сервис корректировки лицевого счета на портале «Госуслуги». Специалисты помогут сделать запрос работодателю либо организации-правопреемнику и в архив, если компании, в которой работал человек, уже не существует.

Социальный фонд обменивается информацией с государственными и муниципальными архивами в электронном формате. Сотрудники отделений Социального фонда направляют запросы коллегам-архивариусам, а те направляют в СФР запрошенную информацию.

Чтобы россиянам было удобнее следить за своим пенсионным счетом, Социальный фонд с определенного возраста проактивно направляет им соответствующую информацию. Уведомления поступают в личный кабинет на портале госуслуг и содержат информацию о стаже, величине пенсионного коэффициента и размере пенсии, рассчитанной по этим показателям. Помимо этого, там также указана сумма имеющихся пенсионных накоплений.

Соцфонд направляет уведомления каждые три года мужчинам с 45 лет и женщинам начиная с 40 лет. Автоматическое информирование о будущей пенсии позволяет в удобном формате оценить размер накопленных выплат и проверить данные своего лицевого счета. Тем, у кого нет учетной записи на портале госуслуг, информация предоставляется во всех клиентских службах Соцфонда при личном обращении», – заключили в пресс-службе.