Российский внешнеполитический курс за последние годы претерпел серьезные изменения. Во многом эти корректировки были обусловлены санкционной политикой западных стран. Казалось бы, экономические ограничения должны были сильно ударить по главной отрасли страны – топливно-энергетическому комплексу. Однако в условиях жесткого давления российские компании смогли не только сохранить свои производственные мощности, но и найти новые точки роста.
О том, как обновленная внешнеполитическая концепция помогла компании «Роснефть» создать логистический проект континентального масштаба, — в новом материале РАПСИ.
Внешняя политика любого государства формирует вектор его развития. Российская внешняя политика не исключение. Соответствующая концепция была подписана Владимиром Путиным в ноябре 2016 года. В обновленной редакции зафиксирован возросший интерес РФ к сотрудничеству с азиатскими государствами. И если в предыдущем варианте Китай упоминался лишь как партнер без разъяснений характера этого партнерства, то теперь во внешнеполитическом документе четко обозначены совместные цели Москвы и Пекина, в частности: противодействие новым вызовам и угрозам, решение острых региональных и глобальных проблем, сотрудничество в международных организациях и многосторонних объединениях.
Стоит подчеркнуть, что такой принципиальный поворот был обозначен еще в 2014 году. Он был вызван, прежде всего, изменениями геополитической ситуации, что не могло не потребовать выработки соответствующих решений.
Именно поэтому была пересмотрена стратегия важнейшей отрасли государства —энергетической. Так появилась Энергетическая стратегия России на период до 2035 года. Она была разработана в соответствии с ФЗ «О стратегическом планировании в РФ» и стала межотраслевым документом для всего энергетического сектора, который законодательно закрепил принципиальный сдвиг: восточное направление становится одним из центральных приоритетов внешнеэкономического сотрудничества.
Восточный ветер
Безусловно, такие концептуальные изменения не могли не отразиться на компаниях топливно-энергетического сектора. Многие из них давно были заинтересованы в азиатском рынке, поэтому восприняли изменение внешнеполитической повестки как позитивный сигнал. А в июле 2018 года был дан официальный старт для дальнейшего сотрудничества России и Китая — по поручению президента РФ Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпиня был открыт первый Российско-китайский энергетический бизнес-форум (РКЭБФ).
Стоит подчеркнуть, что такой формат сотрудничества с каждым годом набирает обороты. Это подтверждает тот факт, что третий РКЭБФ в ноябре 2021 года собрал свыше 300 представителей крупнейших компаний, а участие в нем приняли представители правительств РФ и КНР.
Однако главным итогом бизнес-форума в 2021 году стал Атлас инвестиций российско-китайского энергетического сотрудничества. Его представил Главный исполнительный директор компании «Роснефть» Игорь Сечин.
«В этом году подготовлена первая (российская) часть Атласа инвестиций российско-китайского энергетического сотрудничества. Это пример открытости России, наш ответ на высокую заинтересованность наших китайских партнеров в инвестициях в российскую энергетику и технологии», — заявил Игорь Сечин.
Документ посвящен обзору текущего состояния и перспективам развития топливно-энергетического комплекса РФ. В нем также представлена информация об институтах управления и регуляторной политике, примеры и возможности сотрудничества в нефтегазовой отрасли, электроэнергетике, угольной промышленности, атомной энергетике, в сфере возобновляемых источников энергии, а также инструменты и возможности организации в России проектного финансирования и страхования в энергетической отрасли.
Атлас инвестиций по своей сути — это комплексный документ, который представляет собой практическое руководство по реализации совместных российско-китайских проектов. Он конкретизирует восточный курс «Роснефти» и закрепляет его документально.
Важный проект
В то же время внешнеполитические вызовы и смещение вектора сотрудничества на Восток простимулировали российский топливно-энергетический сектор и в практическом плане. Крупные компании начали искать новые перспективы для своего развития, что в свою очередь вылилось в организацию новых проектов. В результате таких поисков и родилась идея беспрецедентного по своему масштабу проекта компании «Роснефть» — «Восток Ойл».
С идеей «Восток Ойл» в 2019 году выступил Игорь Сечин. Суть проекта — это объединение крупнейших нефтегазовых месторождений и создание единой инфраструктуры для их разработки и последующей транспортировки нефти. В проект предполагалось ввести 52 лицензионных участка на севере Красноярского края и в Ямало-Ненецком автономном округе, на которых расположены 13 месторождений нефти и газа. Общие перспективные запасы перечисленных месторождений — 2,6 миллиарда тонн нефти. Их суммарная отдача в рамках проекта — до 100 миллионов тонн нефти ежегодно.
Однако для России «Восток Ойл» — это не просто нефтегазовый проект, но и крупнейший инфраструктурный проект последних лет. Его реализация предполагает строительство огромных масштабов. Так, на месторождениях проекта планируется бурение 6500 скважин, будет проложено 5,5 тысячи километров трубопроводов. Для целей проекта предусмотрены два аэродрома, морской терминал, линии электропередачи, автодороги. Кроме того, планируется и создание собственного флота для транспортировки сырья. Он будет включать как суда ледового класса, так и типовые нефтяные танкеры. Такой шаг позволит избежать сбоев с транспортировкой, обеспечить независимость от рынка международных транспортных услуг.
Общий объем инвестиций в «Восток Ойл» оценивается в 10 триллионов рублей. В то же время реализация проекта, по оценке Института прогнозирования РАН, позволит создать большое количество рабочих мест в регионе строительства, а также гарантирует прирост внутреннего спроса на продукцию различных отраслей, эквивалентный 2% ВВП в год.
Простая логистика
Стоит отметить и еще одно важнейшее следствие от реализации данного проекта — логистическое. «Восток Ойл» крайне удачен в географическом плане. Его близость к Северному морскому пути предоставит возможность транспортировки сырья как на традиционные европейские рынки, так и на быстрорастущие азиатские. По самым скромным прогнозам, выход проекта на полную мощность обеспечит ежегодную загрузку Северного морского пути в объеме до 100 миллионов тонн грузов в год. А это, в свою очередь, позволит говорить о формировании нового крупнейшего транспортного центра.
«Это не только нефть, но и уголь, металлы. Сырье будет поставляться как в западном, так и в восточном направлении. Таким образом, формируется новая глобальная транспортная артерия, меняющая логистику всего евразийского континента, а для Красноярского края открывается историческое окно возможностей», — подчеркивает губернатор Красноярского края Александр Усс.
Кроме того, в рамках проекта «Восток Ойл» уже начато строительство терминала «Порт бухта Север», который станет крупнейшим логистическим узлом, объединяющим речные и морские транспортные пути. В то же время «Роснефть» уже начала возведение причалов на реке Енисей. Причальная инфраструктура возводится для повышения эффективности завоза грузов в период речной навигации и обеспечения первоочередных объектов строительства материально-техническими ресурсами.
Стоит подчеркнуть, что для выполнения логистических задач проекта «Восток Ойл» планируется задействовать и речной порт города Дудинка. Соглашение об его использовании было подписано между «Роснефтью» и «Норникелем» на Петербургском экономическом форуме летом 2021 года. Данная договоренность позволит компании «Роснефть» не только использовать инфраструктуру «Норникеля» при добыче нефти и газа на месторождениях региона, но и развивать совместные инфраструктурные объекты. Так, в рамках соглашения предполагается модернизировать и расширить перевалочные мощности порта Дудинка, а также существенно развить аэропорт Норильска. В частности, создать новый сервисный центр, где будет обслуживаться авиационная техника, а также вложиться в дополнительную инфраструктуру для приема вахтового персонала и авиаперевозчиков.
Очевидно, что развитие «Восток Ойл» окажет влияние на весь регион, а в результате будет сформирована новая транспортная артерия. Ее масштаб будет настолько крупным, что создаст импульс для неоспоримого усиления транспортного влияния Северного морского пути, а это, в свою очередь, приведет к усилению глобальной роли России во всем Арктическом регионе, а значит, в перспективе изменит логистику всего Евразийского континента.