РАПСИ начинает публикацию нового цикла правовых расследований кандидата исторических наук, депутата Госдумы первого созыва Александра Минжуренко. Освещением прав рабочих мы завершаем проект «История прав человека в России», в котором на протяжении трех лет подробно освещались трансформации норм законов и эволюция прав крестьян, женщин, бояр, дворянства, духовенства, купцов, ремесленников, казаков, буржуазии в разные исторические периоды: от зарождения Руси до наших дней.


Первый материал финальной части проекта посвящен предпосылкам появления в России «рабочего вопроса».

Проблема защиты прав пролетариата в России возникает естественным образом с появлением этого класса в социальной структуре страны. Однако вычленить рабочих из населения на первых этапах становления капитализма достаточно сложно. Как известно, российское общество было поделено по объему своих прав на сословия, а такого сословия как «рабочие» не существовало.

Предприятия капиталистического типа в России появились еще в дореформенную эпоху. А кто же там работал? Чаще всего это были оброчные крестьяне. Вследствие аграрного перенаселения, возникшего в России в XIX веке, всё больше крестьян не могли справиться с исполнением феодальных повинностей, работая только в своем хозяйстве. А помещики в это время всё чаще переводили своих крестьян на денежный оброк.

Следовательно, установленную землевладельцем сумму крестьянин должен был где-то заработать. С этой целью он и отправлялся в города, на рудники и шахты. А с разрешения помещика такому крестьянину выдавались соответствующие документы – паспорта, дающие право относительно свободного перемещения по стране в поисках работы.

Таким образом, первые рабочие принадлежали к оброчным крестьянам и обладали правами крепостного сельского населения, которые были установлены законодательством. Но нанимаясь на работу к предпринимателям, они вступали в отношения с работодателями, которые в российских законах не были четко оговорены.

К началу 1860-х годов в обрабатывающей промышленности России большинство рабочих, бывших как правило оброчными крестьянами, принимались на фабрики на условиях вольного найма. Да и в горнозаводских производствах также начал применяться вольнонаемный труд.

Здесь мы не рассматриваем правовое положение тех крепостных крестьян, которые трудились на вотчинных и посессионных предприятиях у своих хозяев-помещиков, хотя ко времени реформы такие крестьяне-рабочие из общего числа всех российских рабочих (800 тыс. человек) составляли треть. В этом случае они просто исполняли барщину не на полях, а в цехах.

Поэтому настоящими предшественниками пролетариата капиталистической эпохи будем считать главным образом вольнонаемных рабочих. Ведь для работодателя крепостное состояние нанимавшихся к нему оброчных крестьян в правовом отношении ровным счетом ничего не значило. Он с ними обращался точно так же, как и с вольными людьми.

Уже накануне реформы 1861 года такие рабочие составляли подавляющее большинство на промышленных предприятиях и, прежде всего, на текстильных фабриках центра страны.

Обычно, вплоть до 1880-х годов, наем рабочих на фабрично-заводские предприятия практиковался на основе "словесного" или письменного договора сроком на год, чаще всего "от Пасхи до Пасхи". До истечения установленного срока у рабочих забирались в контору паспорта, и они фактически лишались свободы, не имея права требовать досрочного расчета. Произвол предпринимателей ничем не ограничивался, хотя правительство и предпринимало некоторые шаги в направлении "попечения" о рабочих.

О периодизации промышленного переворота в России до сих пор идут споры. Можно считать, что он начался в 1830-1840 годы, когда были созданы, практически с нуля, технически передовые для того времени текстильная и сахарная промышленность и началось техническое перевооружение металлургии.

Крестьянская реформа существенно ускорила ход этой революции прежде всего за счет роста покупательной способности крестьянства и появления на рынке труда большого числа крестьян, стремившихся наняться на работу на заводы и фабрики.

В ходе промышленной революции в России была создана и утвердилась крупная машинная индустрия, сложился новый социальный тип постоянных рабочих, концентрировавшийся на крупных предприятиях в ведущих промышленных центрах страны. К концу XIX века в стране насчитывалось 2 810 тыс. рабочих крупных капиталистических предприятий. Кроме этого, в строительстве работало 2 750 тыс. человек, а чернорабочих, грузчиков и поденщиков было около 2 500 тыс.

Таким образом к 1900 году в России сформировался рабочий класс, основу которого составляли постоянные рабочие, лишенные средств производства, разорвавшие связь с землей и собственным хозяйством и весь год трудившиеся на фабриках и заводах.

В отсутствие законодательной защиты рабочих, объем их прав и обязанностей определялся хозяевами предприятий. Обычно это были «правила внутреннего распорядка» завода или фабрики.

Например, на Московском металлическом заводе Гужона в таких довольно типичных правилах было записано "Воспрещается оставлять фабрику до истечения договорного срока без согласия на то хозяина или требовать от него до того срока какой-либо прибавки платы сверх установленной. За стачку между работниками прекратить работу прежде истечения установленного с хозяином срока для того, чтобы принудить его к возвышению получаемой ими платы, виновные подвергаются наказаниям, определенным "Уложением о наказаниях" (ст. 1358, изд. 1866 г.)".

Предприниматели также присвоили себя право по своему усмотрению уволить рабочего в любое время за "дурную работу" или за "дерзкое поведение". Часто регламентировался не только их труд, но и личная жизнь: на многих предприятиях рабочие обязаны были в принудительном порядке покупать товары в хозяйственной лавке по завышенным ценам. А проживавшие в фабричных казармах люди могли отлучаться только в определенные владельцем сроки.

Рабочие не были защищены от издевательств и оскорблений со стороны хозяина и его подручных. В Москве, например, даже в начале 90-х годов XIX в. на фабрике "Карл Тиль и К°" применялись телесные наказания – розги.

Однако уже к концу 1850-х годов в правительственных кругах среди наиболее либеральных их представителей зрело понимание того, что с предстоящим освобождением крестьян и ростом вольнонаемного труда возникает необходимость разработки фабрично-заводского законодательства. В периодической печати всех направлений раздавались голоса с призывами к решению "рабочего вопроса" с умеренно-либеральных позиций.

С этого времени различными российскими ведомствами стали создаваться одна за другой особые комиссии. Первая из них была образована в 1859 году в Петербурге при столичном генерал-губернаторе. В ее работе активное участие принимали петербургские предприниматели.

На комиссию была возложена задача провести обследование фабрик и заводов Петербурга – крупнейшего торгово-промышленного центра, где было сконцентрировано наибольшее число рабочего населения. Итогом работы комиссии должна была стать подготовка проекта правил для фабрик и заводов в Петербурге, которые бы регламентировали условия труда рабочих и ответственность предпринимателей.

Так в повестке дня российских властей и юристов появился «рабочий вопрос», разработка которого имела своей целью защиту прав рабочего класса.

Продолжение читайте на сайте РАПСИ 1 сентября