Сегодня РАПСИ публикует первую авторскую колонку Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка Анны Кузнецовой, которая расскажет о плане Десятилетия детства.
Гармония всего мира не стоит слезинки одного ребенка, считал Иван Карамазов. Да, не стоит. Вот только огромная доля этих слез льётся не по вине каких-то немыслимых обстоятельств непреодолимой силы, а по вполне очевидным причинам. И мы эти слова должны адресовать прежде всего самим себе. Ведь по большому счёту нет счастья в мире, где несчастливы дети. А счастье детей – это и есть счастье всего мира, счастье целой страны или счастье одной семьи.
Поэтому, когда меня спрашивают, а в чём состоит задача Десятилетия детства, объявленного Президентом, я не сомневаюсь в ответе. Задача Десятилетия – это счастье детей России, а значит – счастливая страна в целом.
Конечно, эта задача кажется слишком огромной и невыполнимой. "А как сделать так, чтобы не бояться больших задач?" – спросила я участников форума "Территория смыслов" и тут же получила верный ответ: "Разбить на маленькие задачи". План Десятилетия детства, обсуждение предварительного варианта которого началось на этой неделе, и есть та самая разбивка большой задачи на маленькие достижимые цели.
Немного о том, как составлялся этот план и какое участие в этой работе приняли уполномоченные по правам ребёнка.
Итак, Президент Владимир Путин своим Указом объявил 2018–2027 годы Десятилетия детства в России. Указ был подписан 29 мая, и, пожалуй, лучшего президентского подарка к Международному дню защиты детей нельзя было и придумать. Мы встретились с главой государства буквально через два дня, 31 мая, и, конечно, я поблагодарила его за это решение. Но вместе с тем, не могла не обратиться с важнейшей, на мой взгляд, просьбой – посодействовать широкому общественному обсуждению будущей программы. Повторюсь – тема детства касается каждого, потому что каждого касается тема будущего своей страны. Десятилетие детства как раз и даёт нам возможность создать образ этого будущего, точнее, – сделать всё, чтобы этот образ был светлым, уверенным, надёжным. Важно, чтобы каждый мог внести свою лепту в его создание, чтобы были учтены самые разные мнения и приняты самые конструктивные предложения.
Только при этом нельзя забывать о трёх правилах:
Правило первое – преемственность. Любое государственное решение должно быть последовательным и преемственным. Оно не может перечёркивать то, что уже принято и реализуется. Составляя план проведения Десятилетия детства, мы должны взять всё лучшее, что было в Национальной стратегии действий в интересах детей. Но при этом, конечно, сделать выводы из её отрицательных моментов, в частности, – избежать заведомой невыполнимости отдельных пунктов.
Отсюда правило второе – исполнимость. Документ не должен оставаться просто документом, любой его пункт должен быть реализуем.
И, наконец, правило третье – ощутимость. Каждый должен почувствовать действие этой программы на себе, Десятилетие детства должно дать ощутимый эффект для каждой семьи и каждого ребёнка.
"Начни с себя. Просто бери и делай", – вот ещё один совет, который я давала на "Территории смыслов". И обсуждение Десятилетия детства тоже начала, можно сказать, с себя – с института уполномоченных по правам ребёнка. Предложения генерировались Общественным и Экспертными советами при Уполномоченном, дискуссии велись в рабочих группах при Общественном совете. Но вот что ещё важно. Россия – страна "от югов до снегов", у нас 85 регионов, и каждый – со своими особенностями, со своей историей и традициями. Обсуждать программу, касающуюся всей страны, невозможно без учёта мнений регионов, поэтому о своих предложениях мы попросили высказаться уполномоченных в субъектах, обсудить их на окружных совещаниях, а здесь, в Москве, собрали президиум Координационного совета уполномоченных – координаторы со всех восьми федеральных округов представили свои уже обобщённые идеи. И в эти же дни на площадке Общественной палаты прошёл форум Ассоциации организаций в защиту семьи, где программу Десятилетия детства обсуждали общественники.
И вот предварительные итоги. Более 30 предложений детских омбудсменов включено в предварительный план мероприятий в рамках Десятилетия детства, аккумулированный Министерством труда и социальной защиты РФ. И каждое предложение отвечает на один и тот же вопрос: что нужно сделать для того, чтобы дети были счастливы? С одним лишь уточнением: а какие именно дети?
Если мы говорим о детях из многодетных семей, то им посвящены предложения по расширению комплекса мер социальной поддержки. Если мы говорим о детях-школьниках, то для них – инициативы о бесплатном питании, о расширении перечня бесплатных курсов и кружков, если о дошкольниках – развитие ясельных групп и внедрение института "сертифицированных" нянь. Если речь идёт о детях с ограниченными возможностями здоровья – то здесь предложен целый ряд мер по совершенствованию системы реабилитации, по развитию паллиативной помощи. Говорим о подростках? Значит, задумываемся об информационной безопасности, о профилактике антисоциального поведения. Думаем о сиротах? Значит, совершенствуем работу органов опеки и попечительства, развиваем систему постинтернатного сопровождения. Не дай бог, несовершеннолетний совершил преступление – заботимся о том, чтобы колония была местом не столько наказания, сколько воспитания и образования. И так далее – на сайте deti.gov.ru о своих инициативах мы рассказали подробнее.
Конечно, есть и предложения, которые касаются детей в целом. Например, по летнему отдыху – здесь как раз и стоит задача, чтобы правом на его получение мог воспользоваться каждый ребёнок, вне зависимости от своего социального статуса или от статуса его родителей. А есть и такие инициативы, которые направлены вообще на будущие поколения, на детей детей, на предотвращение конфликтов и несчастий в будущих семьях, где появятся свои дети. Это, например, предложения по распространению курсов основ семейной жизни. Уроки семейного счастья – так я их называю.
Будут ли ещё предложения? Конечно, будут. План и предварительный, и касается лишь первого периода Десятилетия – до 2020 года. Работа не останавливается.
Ну и о главном. Да, Десятилетие детства – государственная программа. Но только ли? Насколько эффективной будет она, не став программой всего общества? Риторический вопрос, правда же?
Старт Десятилетия детства даёт всем нам ещё и нечто больше, чем программный документ. Это ещё и расстановка приоритетов для каждого из нас, кем бы мы ни были: учёными, политиками, журналистами, просто любящими родителями или детьми. Навсегда избавиться от принципа "после меня хоть потоп", когда кто-то старается чего-то добиться и взрастить "здесь и сейчас" ради сиюминутной выгоды, в ущерб будущему развитию. А значит, в ущерб детям, нашим детям.
Недавно я спросила саму себя и своих знакомых: "А у вас есть мечта?" И большинство ответили, что да, но признаком мечты назвали её неосуществимость. А я не мечтаю, что всё вдруг в единочасье изменится. Я ставлю это своей целью. Нашей общей целью. Я хочу, чтобы в утренних сводках не было новостей о трагедиях детей. Чтобы нам с вами удалось решить проблемы, которые не придётся решать нашим детям.